Недействующий

Об утверждении Основных направлений Стратегии социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года


9.5. Проблемы в транспорте и транспортной инфраструктуре


Преобразования всех отраслей экономики, произошедшие в Российской Федерации за последние 15 лет, в полной мере затронули и пассажирский транспорт. Негативно на финансовом состоянии транспортной системы особенно отразилось предоставление льгот при проезде, рост цен на энергоносители, несвоевременное обновление парка, а также усиление влияния индивидуальных перевозчиков на рынок транспортных услуг, рост количества личного транспорта и другие причины. Основными проблемами в сфере транспорта являются следующие:


1. Высокая доля льготников в структуре пассажиров общественного транспорта, что требует эффективных прозрачных механизмов компенсации транспортным предприятиям либо же компенсации льготникам. Доля пенсионеров в общей численности населения постоянно растет. Каждый пятый пассажир трамваев и троллейбусов, почти треть пассажиров автобусов перевезены по социальным проездным билетам. На автотранспорте доля таких пассажиров по сравнению с 2007 годом возросла в 1,5 раза, достигнув в отдельных автопредприятиях 50% и более.


2. В течение ряда лет наблюдается устойчивая тенденция снижения количества перевезенных пассажиров транспортом общего пользования (с 2007 по 2012 год сократилось в 1,4 раза). На уменьшение числа перевезенных пассажиров оказывают влияние ряд факторов. В первую очередь это сокращение численности населения, которое наблюдается в течение последних лет. Ежегодно убывает по 0,6 - 1,1% населения.


3. Большая доля убыточных предприятий транспорта. На протяжении ряда лет убытки предприятий пассажирского транспорта от перевозок пассажиров из бюджетов всех уровней возмещаются не в полном объеме.


4. Высокая степень износа транспорта. Парк автобусов, трамваев и троллейбусов нуждается в значительном обновлении. С 2007 года почти все трамвайные вагоны находятся в эксплуатации более 15 лет, из них более трети (35%) - свыше четверти века. Значительная часть (43%) троллейбусов имеет возраст более 20 лет. Число автобусов, находящихся в эксплуатации менее 10 лет, с 2000 года сократилось более чем в 2 раза. Следует также учесть, что затраты на содержание и эксплуатацию изношенного пассажирского парка многократно увеличиваются по сравнению с новым подвижным составом.


5. Низкое качество дорог. Помимо технического состояния подвижного состава на стабильное функционирование транспортной системы региона существенное влияние оказывает состояние автомобильных дорог. Около половины дорог регионального значения не отвечают нормативным требованиям.


6. Следствием низкого технического состояния подвижного состава и сокращения количества транспортных средств стало ухудшение качественных показателей обслуживания пассажиров. Так, с 2007 по 2012 год число транспортных средств на предприятиях транспорта общего пользования сократилось: автобусов - с 444 до 211 единиц, троллейбусов и трамваев не изменилось; коэффициент использования парка снизился: автобусов - с 67 до 58%, трамваев - с 78 до 73%, троллейбусов - с 80 до 73%; число выполненных рейсов уменьшилось: автобусами - с 1746 до 773 тысяч, трамваями - с 214 до 199 тысяч, троллейбусами - с 373 до 288 тысяч.


7. Рост текучести кадров в транспортных предприятиях в основном по профессиям водителя и кондуктора. Это приводит к сокращению выпуска на линию подвижного состава. Главной причиной текучести кадров является низкий уровень заработной платы на предприятиях. Среднемесячная начисленная заработная плата работников автобусного транспорта в 2012 году составляла 12 тыс. рублей, что почти в 2 раза ниже, чем в среднем на транспорте, и в 1,4 раза меньше, чем среднеобластная. Заработная плата работников городского электрического транспорта несколько ниже - около 10,4 тыс. рублей в месяц.


8. Недостаточный уровень безопасности на транспорте. Количество ДТП из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети и несоответствующего технического состояния автотранспорта на территории Орловской области составляет примерно 15% от общего количества. Основными факторами, способствующими повышению аварийности на дорогах, являются: низкие сцепные качества дорожного покрытия, недостаточное освещение дорог, неровное дорожное покрытие, плохая различимость разметки, техническое состояние автомобильного транспорта, низкое качество подготовки водителей.


9. Отсутствие в Орловской области работающих аэропортов и регулярных полетов Гражданской авиации.