Недействующий

Об утверждении Основных направлений Стратегии социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года


16. Выбор варианта сценария развития Орловской области


Для определения приоритетных направлений и действий руководства региона в решении наиболее существенных проблем необходима разработка вариативного прогноза, включающего в себя несколько сценариев социально-экономического развития региона.


Учитывая ограниченные возможности природно-ресурсных конкурентных преимуществ и структуру сложившегося производственно-экономического потенциала Орловской области, из наиболее подходящих по стартовым условиям сценариев развития для анализа и обоснований выбора в качестве основных были приняты три:


1) инерционный;


2) умеренно-оптимистичный;


3) целевой (инвестиционно-инновационный).


Инерционный сценарий предполагает развитие Орловской области в рамках сложившихся за последние годы тенденций. С одной стороны, это сохранение достаточно высоких темпов развития региональной экономики, с другой - усиление давления факторов внешней (относительно региона) экономической конъюнктуры. Прежде всего, это:


опережающий рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (диспаритет цен);


невнятная государственная политика по защите общероссийских интересов в отношении импорта товаров;


продолжение практики передачи полномочий и ответственности с федерального на региональный уровень без финансового обеспечения реализации этих полномочий.


Умеренно-оптимистичный сценарий предполагает:


использование имеющихся возможностей для исправления негативных и усиления позитивных тенденций в социально-экономическом развитии (оптимизация баланса капитальных и текущих расходов бюджета, снятие административных барьеров в отношении субъектов малого бизнеса и прочие);


более благоприятные условия со стороны внешней экономической конъюнктуры (снижение темпов роста и стабилизация цен и тарифов на услуги естественных монополий, государственная таможенная политика, направленная на защиту интересов отечественных производителей и т.д.);


более активное влияние федеральных и региональных исполнительных органов на развитие реального сектора и социальной сферы, в том числе повышение продуктивности взаимодействия власти всех уровней.


Целевой (инвестиционно-инновационный) сценарий (рис. 35)*, помимо условий по умеренно-оптимистичному варианту, предусматривает значительные перемены в производственной и социальной практике научно-технического и организационного характера и достижение на этой базе ряда целевых значений ключевых показателей развития в долгосрочном прогнозном периоде, а именно: