Недействующий

Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым" на 2018 - 2020 годы (с изменениями на 26 декабря 2018 года)



1. Сфера реализации Подпрограммы 2, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития


Подпрограмма 2 разработана на основании общих требований к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства и решения приоритетных задач социально-экономического развития Республики Крым на период до 2020 года в соответствии с мероприятиями, указанными в приложении 2 к Программе.


Достижение показателей результативности Подпрограммы 2 производится на основании сведений о показателях (индикаторах), представленных в приложении 1 к Программе.


Автомобильный транспорт занимает доминирующее положение в перевозках наиболее дорогих и скоропортящихся грузов. От качества работы пассажирского и грузового автомобильного транспорта зависят себестоимость товаров и услуг, производительность труда, конкурентоспособность и эффективность работы всех отраслей экономики страны. При этом скорость и интенсивность обмена товарами и услугами, возможности реализации экономического потенциала территорий и ресурсов, повышение инвестиционного потенциала регионов и рост качества жизни населения существенно связаны с развитием сети автомобильных дорог.


Для социально-экономического развития Республики Крым деятельность автомобильного транспорта имеет особенно важное значение с учетом географических особенностей региона и значительной доли территории, занятой горным рельефом, что существенно ограничивает возможности развития инфраструктуры других видов транспорта. Важность автомобильного транспорта для социально-экономического развития регионов Крымского полуострова связана также с их экономической специализацией, во многом определяемой уникальными для Российской Федерации природными условиями в сфере агропромышленного комплекса, туристского и оздоровительно-рекреационного бизнеса.


Автомобильные дороги наряду с другими инфраструктурными отраслями являются важным инструментом достижения социальных, внутри- и внешнеэкономических и других целей, обеспечивая повышение качества жизни людей. Необходимо создание опорной дорожной сети, отвечающей нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, и с отсутствием "узких мест". Без решения проблем в дорожной отрасли невозможно добиться коренных изменений в хозяйственной деятельности полуострова в целом.


По состоянию на 1 января 2017 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Крым составляет 6102,9 км и автомобильных дорог необщего пользования - 80,46 км, а их плотность - 226,03 км на 1 тыс. кв. км. Общая протяженность дорог общего пользования местного значения составляет 8727,34 км.


На сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения 89% протяженности в Республике Крым имеют усовершенствованное капитальное покрытие. Вместе с тем в связи с многолетним отсутствием достаточного финансирования дорожно-эксплуатационных работ не соответствуют нормативным требованиям 78,9% протяженности региональных и межмуниципальных дорог в Республике Крым.


Автомобильные дороги Республики Крым практически на всем протяжении имеют не более двух полос движения. Лишь отдельные участки общей протяженностью 68,4 км имеют 4 полосы движения. Магистральные и скоростные автомобильные дороги категорий I-а и I-б практически отсутствуют. Проезжая часть большинства автомобильных дорог рассчитана на пропуск автомобилей, имеющих нагрузку на ось 6 - 10 тонн, поэтому в условиях растущих транспортных потоков современных тяжелых автомобилей, имеющих нагрузку на ось 11,5 тонн, и наличия затяжных крутых подъемов и спусков на автомобильных дорогах наблюдаются многочисленные деформации и разрушения дорожных одежд, что требует дополнительных затрат на их ремонт и содержание. Ситуация усугубляется фактическим отсутствием системы весогабаритного контроля.


На автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Крым расположены 340 мостовых сооружений (мосты, путепроводы, виадуки, эстакады) общей протяженностью 8308 пог. метров, два автодорожных тоннеля общей протяженностью 628,45 пог. метра, водопропускных труб 4214 шт. общей протяженностью 72613 пог. метров. Из указанного количества искусственных сооружений только 18 объектов находятся в аварийном и предаварийном состоянии, 80 объектов - требуют неотложного капитального ремонта.


Отсутствие объездных автомобильных дорог вокруг таких исторических центров, как города Саки, Евпатория, Керчь вынуждает использовать улично-дорожную сеть городов для транзитного автомобильного движения. Улицы, являющиеся продолжением автомобильных дорог общего пользования регионального значения, имеют недостаточную ширину, особенно в зонах исторического центра, где по условиям сложившейся застройки их расширение невозможно. Технические параметры основных улиц исторических и санаторно-курортных центров не соответствуют уровням возрастающей транспортной нагрузки.


Территория Республики Крым характеризуется наличием опасных природных процессов, повышенной сейсмичностью, активным оползнеобразованием, камнепадными процессами и т.д. В связи с отставанием темпов приведения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями от темпов увеличения объемов обслуживаемых транспортных потоков риск разрушения автомобильных дорог от негативного влияния опасных природных процессов, не зависящих от деятельности органов управления дорожным хозяйством, существенно усиливается. Для ликвидации последствий этих воздействий потребуются дополнительные капитальные вложения, которые не могут быть определены заранее, что существенно затрудняет планирование дорожной деятельности и может привести к необходимости отвлечения запланированных ресурсов от реализации основных мероприятий программ дорожных работ.


Указанные недостатки транспортно-эксплуатационного состояния и технических характеристик автодорог оказывают существенное негативное влияние на деятельность отраслей экономики региона. Это негативное влияние может существенно возрасти с учетом значительного увеличения интенсивности транспортных потоков после ввода в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив. Вместе с тем ускорение приведения сети автомобильных дорог в нормативное состояние, увеличение пропускной способности, реализация мер по повышению безопасности движения и организации пешеходного движения, создание сети комплексов дорожного сервиса на основных автомобильных дорогах, обслуживающих наиболее интенсивные транспортные потоки, могут оказать значительное положительное влияние на реализацию потенциала создания на территории Крымского полуострова современного туристическо-курортного комплекса круглогодичного действия высокого класса, повышение инвестиционной привлекательности региона и, соответственно, будут способствовать повышению занятости населения региона.


Формирование рациональной дорожной сети Республики Крым, отвечающей нуждам населения, бизнеса и туристов и обеспечивающей надежное и предсказуемое качество перевозок пассажиров и грузов, должно быть направлено на выполнение следующих основных целей:


- сохранение существующей сети автомобильных дорог, улучшение ее транспортно-эксплуатационных показателей, приведение в соответствие с нормативными требованиями;