Подпрограмма 1 разработана на основании общих требований к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса и решения приоритетных задач социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года в соответствии с мероприятиями, указанными в приложении 2 к Программе.
Достижение результативности Подпрограммы 1 производится на основании сведений о показателях (индикаторах) Программы, представленных в приложении 1 к Программе.
В условиях формирования новой модели развития экономики Республики Крым транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места Республики Крым в хозяйственной системе Российской Федерации. Выгодное географическое положение, специфика территориальной организации дорожного хозяйства, природные условия способствовали развитию в Республике Крым различных видов транспорта: морского, железнодорожного, автомобильного и воздушного, составляющих единую логистическую систему.
Тенденции развития экономики и социальной сферы Республики Крым, ее стратегические интересы являются обоснованной базой определения перспектив, стратегических целей и динамики развития транспортного комплекса Республики Крым.
Транспортно-дорожный комплекс полуострова объединяет все виды магистрального транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный, внутригородской (электрический) транспорт, транспортную и терминально-складскую логистическую инфраструктуру, систему управления перевозками, включающую технические средства управления движением и информационное обеспечение.
Основу железнодорожной сети региона составляют отрезки с двумя основными узлами - Симферополь и Джанкой. Эксплуатационная длина главных железнодорожных путей составляет 773 км, электрифицированных путей - 691,3 км.
В настоящее время производственная деятельность ФГУП "КЖД" направлена на удовлетворение потребностей в перевозках железнодорожным транспортом пассажиров и грузов по территории Республики Крым, а также на обеспечение между Республикой Крым и материковой частью Российской Федерации интермодальных перевозок пассажиров (с использованием автомобильного и морского транспорта) и грузов (с использованием морского транспорта), в том числе по единому проездному документу и по одной транспортной железнодорожной накладной прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения.
В результате изменения рынков сбыта, внешнеэкономических санкций в отношении морских портов Крыма, одностороннего прекращения железнодорожного сообщения со стороны Украины в настоящее время производственный потенциал ФГУП "КЖД" не используется в полном объеме, что не позволяет генерировать денежный поток, достаточный для самостоятельного обеспечения железной дорогой своей операционной деятельности, а также проведения модернизации для полной интеграции в транспортную систему Российской Федерации. В связи с этим для сохранения производственного потенциала и обеспечения развития в 2018, 2019 годах предусмотрена поддержка ФГУП "КЖД" из государственного бюджета.
В настоящее время производственная деятельность Крымской железной дороги направлена на удовлетворение потребностей в перевозках железнодорожным транспортом пассажиров и грузов по территории Республики Крым, а также на обеспечение между Крымом и материковой частью Российской Федерации интермодальных перевозок пассажиров (с использованием автомобильного и морского транспорта) и грузов (с использованием морского транспорта), в том числе по единому проездному документу и по одной транспортной железнодорожной накладной прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения.
В рамках подготовки производственного комплекса железной дороги к обеспечению прогнозного объема перевозок в 2020 году, в соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017, и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 1 ноября 2017 года N 570, ФГУП "КЖД" определен ряд мероприятий по поддержанию инфраструктурного комплекса в технически исправном состоянии на период 2018 - 2020 гг., а именно: проведение всех видов ремонта пути в объеме 348 км, замена 154 стрелочных переводов, установка 24 новых комплектов устройств контроля состояния подвижного состава в движении, проведение капитального ремонта 104 искусственных сооружений, модернизация и реконструкция устройств электроснабжения и прочие мероприятия.
Комплексное выполнение ремонтно-путевых работ, внедрение современных отечественных средств железнодорожной автоматики и телемеханики, сертифицированных систем контроля технического состояния подвижного состава, замена устройств электроснабжения позволит к 2020 году повысить скорости движения поездов до 140 км/час и существенно увеличить пропускную способность участков, потенциал спроса на поездки железнодорожным транспортом после открытия моста через Керченский пролив возрастает с 32% до 51% респондентов (в целом составит порядка 3 млн человек в год).
Также в настоящее время формируется на федеральном уровне проект "Плана технического развития и перевооружения ФГУП "КЖД" на перспективу до 2025 года, которые предусматривают проведение мероприятий по электрификации и увеличению пропускной способности железнодорожной линии Керчь - Джанкой до 50 пар поездов в сутки (в настоящее время 29 пар поездов в сутки), а также увеличение парка пассажирских вагонов в Республике Крым:
- до 1199 пассажирских вагонов дальнего следования (в том числе закупка - 994 единицы);
- до 38 пассажирских вагонов с местами для сидения для пригородного сообщения (в том числе закупка - 8 единиц).