Согласно Земельному и Налоговому кодексам Российской Федерации налоговой базой для начисления земельного налога и арендной платы за землю в Российской Федерации является кадастровая стоимость земельных участков, определяемая на основе рыночной стоимости в процессе государственной кадастровой оценки различных категорий земель.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым.
Система налогообложения, при которой в качестве налогооблагаемой базы выступает кадастровая стоимость объекта недвижимости, призвана обеспечить социальную справедливость, при которой собственник или землепользователь, обладающий более ценной недвижимостью, расположенной, к примеру, в центре города или на морском побережье, уплачивает большую величину налога и арендной платы, чем собственник или землепользователь, обладающий объектом в менее привлекательном месте.
Вместе с тем в различных муниципальных образованиях Республики Крым изменение кадастровой стоимости земельных участков относительно нормативной цены произошло неравномерно.
В таких условиях сохранение действующих ставок земельного налога и арендной платы для одних муниципальных образований может привести к резкому снижению поступлений, а для других - к социальному напряжению землепользователей, недовольных резким увеличением земельного налога и арендной платы.
В целях обеспечения социально приемлемого уровня налоговой нагрузки на жителей Республики Крым применение кадастровой стоимости земельных участков отсрочено до принятия дополнительного решения по применению результатов государственной кадастровой оценки.
Во избежание негативных последствий перехода с нормативной цены на кадастровую стоимость земельных участков выявлена необходимость проведения глубокого и всестороннего анализа социально-экономических последствий применения полученных результатов кадастровой оценки для детального моделирования налоговых вычетов, ставок налога, налоговых льгот и арендной платы. Для каждого муниципального образования необходимо изучение социального состава населения, делового климата и инвестиционной привлекательности.
По результатам анализа для каждого муниципального образования должны быть даны рекомендации относительно величины ставок земельного налога и арендной платы для каждого вида использования земельных участков с целью обеспечения требуемого увеличения суммы взимаемого налога и арендной платы. Кроме того, разработанные рекомендации должны установить социальную справедливость распределения налоговой нагрузки между физическими лицами, представителями малого, среднего бизнеса и государственной, муниципальной собственностью, а рекомендации по введению льгот для отдельных категорий граждан позволят поддержать малоимущих граждан и избежать социальных напряжений в обществе.
Проведение данной работы обусловлено необходимостью адаптации Республики Крым к российским условиям налогообложения.