Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 672 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014 - 2020 годы"



1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы, анализ рисков реализации Государственной программы


В 2016 году экономика Самарской области развивалась на фоне влияния сложных макроэкономических факторов: замедлилось развитие промышленного производства, предприятий транспорта и связи, потребительского сектора, снизился уровень благосостояния населения. Тем не менее прошлый год характеризовался тенденцией сглаживания экономического спада.


Все более важным фактором в этой связи становятся трудовые ресурсы. Их численность, достигнув в 2010 году значения 2 103,6 тыс. человек, к 2016 году сократилась на 71,6 тыс. человек. Основной источник формирования трудовых ресурсов - население трудоспособного возраста - в последние годы сокращается из-за негативного влияния демографических факторов (спада рождаемости в 1990-е годы, высокой смертности населения). Численность населения трудоспособного возраста сократилась с 1975,0 тыс. человек в конце 2010 года до 1802,3 тыс. человек в конце 2016 года.


В структуре трудовых ресурсов области в течение последних лет происходили изменения, которые привели к росту доли занятого населения (коэффициент использования трудовых ресурсов) - в 2015 году он составлял 84,3%, в 2016 году - 84,4%, и снижению доли лиц, не занятых в экономике, - соответственно до 15,7% в 2015 году и 15,6% в 2016 году.


По данным выборочных обследований, уровень участия в рабочей силе (процентное соотношение численности рабочей силы и населения в возрасте 15 - 72 лет) неуклонно растет: в среднем за 2016 год он составлял 71,6% (в 2014 году - 70,4%, в 2015 году - 71,0%), что выше аналогичного показателя в среднем по Российской Федерации и по Приволжскому федеральному округу (69,5% и 69,2% соответственно).


В то же время на протяжении последних лет спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда характеризуется тенденцией снижения. За 2016 год работодателями было заявлено 98,5 тыс. вакансий, что на 23,2% меньше, чем в 2015 году (за 2015 год - 128,1 тыс. вакансий, что на 20,1% меньше, чем в 2014 году). По состоянию на 31.12.2016 количество открытых вакансий, имеющихся в распоряжении службы занятости населения, составило 32,6 тыс. единиц.


Для населения региона характерна активная трудовая позиция: по данным выборочных обследований рабочей силы, процентное соотношение численности занятого и экономически активного населения в среднем за 2016 год составляло 95,9%, что выше аналогичного показателя в среднем по Российской Федерации и по Приволжскому федеральному округу (94,5% и 95,2% соответственно).


Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за 2016 год составил 4,1% экономически активного населения, регион находился на 9 месте среди субъектов Российской Федерации с самым низким значением данного показателя (среднероссийское значение - 5,5%) и на 2 месте среди субъектов Приволжского федерального округа (среднеокружное значение - 4,8%). Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 31.12.2016, как и годом ранее по состоянию на 31.12.2015, составил 1,3%.


Региональная безработица, как и в целом по Российской Федерации, проявляется преимущественно в структурной форме, что обусловлено территориальным и профессионально-квалификационным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.


По состоянию на конец декабря 2015 года по рабочим профессиям спрос на рабочую силу превышал предложение в 1,6 раза, по профессиям (должностям) служащих спрос на рабочую силу соответствовал предложению. По состоянию на конец декабря 2016 года по рабочим профессиям спрос на рабочую силу, как и годом ранее, превышал предложение в 1,6 раза, по профессиям (должностям) служащих спрос на рабочую силу превышал предложение в 1,3 раза. Количественный дефицит рабочей силы в городской местности, где на конец декабря 2016 года на 10 вакансий претендовали 11 безработных граждан, сопровождался недостатком рабочих мест в сельской местности, где в этот период на 10 вакансий претендовали 26 человек, то есть в 2,5 раза больше.


По предварительным данным, в период действия Государственной программы продолжится сокращение численности населения трудоспособного возраста к 2020 году на 3,9% по сравнению с 2016 годом. Это приведет к уменьшению объемов естественного восполнения трудовых ресурсов области и в долгосрочной перспективе скажется на масштабе предложения рабочей силы. Такая ситуация может заметно снизить темпы развития экономики области и не в полной мере будет удовлетворять увеличивающийся спрос на рабочую силу.


В этих условиях для поддержания устойчивого экономического развития региона и повышения благосостояния граждан важнейшей задачей становится повышение эффективности использования трудовых ресурсов.


Решению этой задачи будут способствовать замещение неэффективных и малооплачиваемых рабочих мест новыми высокотехнологичными и соответствующими современным требованиям рабочими местами, развитие трудовых ресурсов и повышение их качества, рост производительности труда, повышение трудовой мобильности и экономической активности населения, привлечение необходимой иностранной рабочей силы.


Проблема повышения эффективности использования трудовых ресурсов Самарской области напрямую увязана с необходимостью оптимизации системы управления занятостью населения Самарской области посредством прогнозирования развития трудовых ресурсов, совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих процессы использования трудовых ресурсов, проведения научных и социологических исследований в сфере труда и занятости населения, информационных кампаний, проведения конкурсов профессионального мастерства среди работников, организаций.


В связи с возросшей потребностью в высококвалифицированных специалистах в соответствии с современными тенденциями развития системы государственного управления в сфере труда, занятости населения и миграционной политики Самарской области, а также в связи с внедрением профессиональных стандартов в деятельность государственных учреждений, подведомственных министерству, остро ощущается потребность в развитии кадрового потенциала службы занятости населения Самарской области. От уровня профессиональной квалификации сотрудников службы занятости населения Самарской области зависит качество предоставления государственных услуг в сфере труда и занятости населения в регионе. Кроме того, систематическое обучение сотрудников службы занятости населения Самарской области положительно отразится на статусе службы занятости населения и степени доверия к ней со стороны населения.