Действующий

О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов



Инвестиции и строительство


Объем инвестиций в 2016 году с завершением проектов, приуроченных к 100-летию города Мурманска, начал снижаться и составил в сопоставимых ценах к предыдущему году с учетом индекса-дефлятора инвестиций в основной капитал по Мурманской области 71,3 %, или 42,4 млрд. рублей (78,8 % в действующих ценах к 2015 году). Число организаций осуществивших инвестиции в 2016 году сократилось до 715 единиц (97,9 % к 2015 году), в т.ч. в сфере рыболовства, рыбоводства - до 23 единиц (95,8 %), обрабатывающих производств - до 26 единиц (81,3 %), производства и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды - до 11 единиц (78,6 %), торговли - до 77 единиц (96,3 %), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг до 67 единиц (93,1 %), возросло в транспорте и связи - до 68 единиц (101,5 %), предоставления прочих коммунальных и социальных услуг до 76 единиц (108,6 %).


Объем инвестиций в сопоставимых ценах сократился в 4 раза в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг до 1,2 млрд. рублей (24,1 %) из-за сокращения собственных средств (в 1,7 раза) и привлеченных средств других организаций (в 130 раз), более чем в 2 раза в сфере госуправления до 11,1 млрд. рублей (45,66 %) в связи со снижением финансирования из федерального бюджета, в торговле - до 973 млн. рублей (46,89 %) в отсутствие привлеченных средств и сокращения собственных средств, в сфере предоставления прочих коммунальных и социальных услуг до 5 млрд. рублей (49,2 %) из-за сокращения финансирования из-за рубежа в 2 раза.


Помимо того снижение инвестиций в сопоставимых ценах наряду с финансовой сферой (53,6 %) и сферой рыболовства, рыбоводства (90,1 %), также отмечено в строительстве до 93,7 млн. рублей (55,9 %) из-за снижения финансирования из федерального бюджета в 9 раз, обрабатывающей промышленности до 157,8 млн. рублей (64,6 %) из-за прекращения финансирования из-за рубежа, сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг до 482,4 млн. рублей (76,1 %) из-за снижения в 1,4 раза бюджетного финансирования из регионального (в 2 раза) и муниципального бюджета (в 4 раза) с учетом прекращения действия Закона Мурманской области от 01.12.2011 N 1430-01-ЗМО "О наделении органов местного самоуправления муниципального образования город Мурманск отдельными государственными полномочиями".


Рост объема инвестиций в сопоставимых ценах к предыдущему году с учетом индекса-дефлятора инвестиций в основной капитал по Мурманской области отмечен в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды до 1,2 млрд. рублей (191,7 %) за счет увеличения собственных средств предприятий в 2,3 раза, транспорта и связи до 19,5 млрд. рублей (147,7 %) за счет увеличения собственных средств в 1,6 раза до 7 млрд. рублей, бюджетного финансирования в 1,5 раза до 10,7 млрд. рублей, в т.ч. из средств федерального бюджета в 1,5 раза, регионального - в 6,9 раз, прочих источников в 4 раза до 896,6 млн. рублей, а также привлечения кредитов в сумме 575,7 млн. рублей.


В рамках реализации Стратегического плана социально-экономического развития города Мурманска до 2020 года в 2016 году была завершена реализация стратегического проекта "Арктическая гавань" (Морской фасад), продолжены проекты: "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла", "Техническое перевооружение и реконструкция электросетевых объектов ОАО "МОЭСК" на 2012 - 2019 годы", "Развитие материально-технической базы объектов электроснабжения филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Колэнерго", "Строительство многофункционального комплекса по проспекту Кольский в городе Мурманске", "Реконструкция городского спорткомплекса "Авангард".


Крупнейшие инвестиционные проекты в городе реализуют ведущие транспортные предприятия города в целях развития портовой инфраструктуры: строительство головного универсального атомного ледокола и 2 серийных универсальных атомных ледоколов, портового ледокола "Обь" и бортовых буксиров в рамках проекта "Портофлот" ФГУП "Атомфлот", реконструкция объектов портовой инфраструктуры и модернизация технологического оборудования ПАО "Мурманский морской торговый порт", включая установку пыле-ветрозащитных экранов в целях минимизации поступления пыли каменного угля в атмосферу города, модернизация причалов Мурманского транспортного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель", развитие терминалов 3-го грузового района Мурманского порта ООО "Мурманский балкерный терминал", комплекс мероприятий по техническому переоснащению и модернизации объектов инфраструктуры Мурманского морского рыбного порта, включая приобретение портового крана, электропогрузчиков, модернизацию холодильного устройства, обновление подвижного состава транспортного парка АО "Электротранспорт", строительство буксира для нужд ЗАО "МАСКО".


В настоящее время в городе достаточно много социальных и других объектов, требующих капитальных вложений в реконструкцию (Драматический театр Северного флота, кинотеатры "Родина" и "Атлантика", школы искусств, ДК "Маяк" и "Первомайский", спорткомплекс "Снежинка" (КП-2), Ледовый дворец спорта и др.), которые могут способствовать в перспективе развитию государственно-частного и муниципально-частного партнерства в Мурманске.


Требуются инвестиции для реконструкции автомобильного рынка на ул. Подгорной, создания пристройки к правой части здания Первомайского рынка по ул. Генерала Щербакова, 11, а также реализации проектов, запланированных в рамках муниципальных программ по реконструкции объектов муниципальных спортивных школ г. Мурманска, зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. объекта незавершенного строительства под детский сад по адресу ул. Капитана Орликовой в районе дома 44, модернизации муниципальных образовательных учреждений и школьных спортивных площадок, строительству плоскостного спортивного сооружения - стадиона со спортивным ядром, в которое входят основное игровое футбольное поле, окаймленное беговой и конькобежной дорожкой, и трибунами, по ул. Адмирала Флота Лобова, 51 и блочно-модульной котельной по ул. Фестивальной в городе Мурманске.


Для повышения инвестиционной привлекательности города Мурманска и привлечения инвесторов администрацией города Мурманска в рамках подпрограммы "Повышение инвестиционной привлекательности города Мурманска" муниципальной программы города Мурманска "Развитие конкурентоспособной экономики" на 2014 - 2019 годы реализуются мероприятия по выполнению положений Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Мурманской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования, продвижению бренда города Мурманска, представлению инвестиционных возможностей на деловых мероприятиях в России и за рубежом, развитию международных связей, преимущественно с Белоруссией, Норвегией, Финляндией, Турцией, Китаем, США, в том числе в рамках побратимских отношений.


Помимо того, планируется муниципальная поддержка стратегических и приоритетных инвестиционных проектов с размером инвестиций от 1 млрд. рублей и от 100 млн. рублей соответственно в виде льгот по налогу на землю и арендной плате за землю и пользование муниципальным имуществом, развитие муниципально-частного партнерства в рамках реализации на условиях концессионного соглашения проекта по реконструкции спорткомплекса "Снежинка" (КП-2).


В прогнозном периоде можно ожидать роста частных инвестиций, финансирования из средств регионального бюджета и банковских кредитных ресурсов в результате привлечения частных инвесторов в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры в связи со снижением банковских ставок по кредитам до 5 % при софинансировании со стороны региона в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 N 997 "О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".


В прогнозном периоде, после значительного динамичного роста инвестиций из федерального бюджета в 2014 - 2015 годах и завершения реализации масштабных проектов к столетию города Мурманска ожидается снижение объема бюджетных инвестиций, в т.ч. из средств муниципального бюджета в связи с завершением реализации мероприятий к столетию, программы переселения жителей аварийного фонда.


На этом фоне, с учетом создания Кольской опорной зоны, завершения реализации проекта по созданию железнодорожной инфраструктуры для Мурманского транспортного узла, включая строительство к порту железнодорожной ветки от станции Выходной до станции Лавна Октябрьской железной дороги длиной 46 км и железнодорожного мостового перехода через Кольский залив прогнозируется дальнейший рост частных инвестиций за счет собственных средств предприятий, а также привлеченных средств, в т.ч. кредитных ресурсов с учетом снижения ставки рефинансирования.


В целом с 2018 года динамика роста инвестиций в прогнозном периоде определяется реализацией проекта по строительству опорной базы берегового обеспечения шельфовых проектов в Арктической зоне Российской Федерации с созданием промышленного кластера нефтесервисных производств и центра сервисного обслуживания кораблей и судов, осуществляющих плавание в акватории Северного морского пути, в жилом районе Росляково города Мурманска на базе АО "82 судоремонтный завод" общей стоимостью более 124,4 млрд. рублей.