Действующий

О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов



Рынок товаров и услуг


Потребительский рынок Мурманска является основной и наиболее динамично развивающейся сферой экономики города. В сфере торговли зарегистрирована треть организаций города, занята десятая часть работников крупных и средних предприятий, создается больше всего рабочих мест (40 %) и сохраняется дефицит кадров в сфере продаж, регулярно осуществляются инвестиции в модернизацию торговых объектов, неизменно сохраняется положительный сальдированный финансовый результат деятельности.


В 2016 году на потребительском рынке города наметилась тенденция роста потребительской активности на розничном рынке товаров (107,2 % к 2015 году в сопоставимых ценах с учетом индекса цен на товары и услуги против снижения 78,3 % в 2015 году), сохранился рост в сфере общественного питания (107 % против 106,9 %) на фоне снижения индекса потребительских цен на товары и услуги с 115,2 % до 107,3 %, главным образом, на продовольственные товары (с 119,6 % до 104,9 %), замедления снижения реальной заработной платы (с 92,4 % до 99,1 %) и заметного увеличения кредитной активности физических лиц по сравнению с 2015 годом. Объем выдачи кредитов составил 119,5 % к 2015 году в результате снижения с начала года средневзвешенной процентной ставки по рублевым кредитам физическим лицам на 2,3 % до 15,9 % на конец 2016 года, в том числе в стоимостном выражении процентная ставка за пользование потребительским кредитом снизилась до 19493,98 рубля (78,8 % к 2015 году), составив треть от уровня средней заработной платы против 46 % в 2015 году.


По данным Национального бюро кредитных историй за прошедший год вырос средний размер микрозайма ("займа до зарплаты") во всех возрастных категориях заемщиков, но больше всего в сегменте до 30 лет. Так, самая высокая динамика роста была отмечена в возрастной группе заемщиков от 25 до 29 лет (на 11,5 %), где средний размер микрозайма во II квартале 2017 г. составил 9,8 тыс. руб. (во II кв. 2016 г. - 8,8 тыс. руб.). Самый низкий рост микрозайма среди всех возрастных категорий заемщиков в сегменте заемщиков от 30 до 39 лет, где размер займа "до зарплаты" во II квартале составил 10,9 тыс. руб., увеличившись за год на 5,8 % (за аналогичный период прошлого года - 10,3 тыс. руб.). Наименьший средний размер выданного микрозайма зафиксирован в возрастной группе моложе 25 лет - 7,8 тыс. руб. В то же время, наибольшие суммы "до зарплаты" берут заемщики в возрастном диапазоне от 40 до 49 лет - 11,6 тыс. руб.


Оборот розничной торговли крупных и средних организаций составил 46 млрд. рублей (115,1 % к 2015 году), оборот общественного питания - 1,7 млрд. рублей (110,9 % к 2015 году). Росту показателей также способствовал значительный рост турпотока в 2016 году до 126390 человек (129,3 % к 2015 году), что по численности эквивалентно двум третям трудоспособного населения города.


Объем потребления платных услуг составил 91 % к 2015 году в сопоставимых ценах с учетом индекса цен на товары и услуги, в т.ч. наиболее заметное снижение коснулось потребления бытовых услуг (72,4 % до 343,8 млн. рублей), транспортных (65,5 % до 1036,5 млн. рублей), услуг связи (90,4 % до 6888 млн. рублей), системы образования (82,3 % до 1036,5 млн. рублей). В 2,5 раза увеличилось потребление прочих платных услуг (256 % до 209,4 млн. рублей), коммунальных услуг (118,2 % до 8712,6 млн. рублей), услуг учреждений культуры (113,2 % до 306 млн. рублей), физической культуры и спорта (103,1 % до 58,278 млн. рублей).


На состояние розничного рынка города Мурманска продолжают оказывать существенное влияние активное развитие сетевых структур и становление сетевой экономики, расширение современных форматов торговли (интернет-продажи, магазины-дискаунтеры, сети гипермаркетов и сетевые магазины шаговой доступности), улучшение архитектурного и интерьерного облика объектов торговли, развитие собственных торговых марок и сотрудничество с местными производителями, расширение товарного ассортимента и повышение уровня сервиса в условиях высокой насыщенности торговыми объектами и обеспеченности торговыми площадями и обострения конкуренции между тесно соседствующими магазинами федеральных и региональных сетей.


Развитие рынка общественного питания города Мурманска также тесно связано с развитием торговых и торгово-развлекательных центров и комплексов и расширением сегмента "фастфуда", сетевой торговли, в том числе международных, федеральных и местных сетей ("Макдоналдс", "Sushi-City", "Кружка", "Юность", "Чинар", "Штолле"), въездного туризма и гостиничного бизнеса. Особенностью рынка общественного питания города Мурманска является тенденция к открытию предприятий с разноплановыми национальными кухнями, расширение видов услуг и форм обслуживания (кейтеринг <6>, организация корпоративных и семейных праздников, услуги шеф-повара на дому, организация досуга детей, консультации по приготовлению блюд, интернет-услуги), развитию нестационарной торговли, освоению спальных районов за счет открытия пивных ресторанов и пабов рядом с домом. На фоне многообразия форматов и концепций, направленных на разные целевые группы потребителей, все больше предприятий общественного питания имеют социальную направленность и становятся более доступными для людей пенсионного возраста и детей, оборудованы специальной мебелью, детскими комнатами, средствами, обеспечивающими доступ маломобильным посетителям, посетителям с детьми.


________________


<6> доставка блюд на дом, в офисы, организация выездных банкетов, фуршетов, барбекю.


Из 186 стационарных объектов общепита в Мурманске 167 - рестораны, кафе, бары, 19 - закусочные быстрого питания на вынос и на автозаправочных станциях. Потребность населения в предприятиях общественного питания различных типов, специализированных предприятиях общественного питания с рыбным меню, кофеен, чайных, столовых и закусочных, обеспечивающих территориальную доступность для населения каждого микрорайона, в Мурманске еще достаточно велика.


В сфере бытового обслуживания населения ведущую роль играет малый бизнес, в частности, индивидуальное предпринимательство. Наблюдается процесс развития сетевых форматов предприятий бытового обслуживания: парикмахерские, салоны красоты, SPA- и beauty-салоны, организации по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, бытовой техники и электроники, банные комплексы. По состоянию на начало 2017 года на территории города Мурманска действовали 603 предприятия бытовых услуг.


В целях развития потребительского рынка в рамках подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Мурманске" на 2014 - 2019 годы муниципальной программы города Мурманска "Развитие конкурентоспособной экономики" на 2014 - 2019 годы ежегодно проводятся общегородские конкурсы, направленные на повышение культуры и качества обслуживания населения ("Гермес", "Новогодняя фантазия"), ярмарки по продаже товаров, в т.ч. сельскохозяйственных, от приглашенных производителей как местных так и из других регионов страны, из которых 3 работают на постоянной основе. В 2016 году проведена 71 выставка-ярмарка (126,8 % к 2015 году) на площадках 8 хозяйствующих субъектов города Мурманска, за первое полугодие 2017 года на территории муниципального образования город Мурманск проведено 39 ярмарок. Также осуществляется привлечение торговых организаций к социальному партнерству в рамках проекта "Городская карта поддержки". В 2016 году заключены соглашения, устанавливающие скидки по приобретению товаров и услуг владельцами микропроцессорной пластиковой карты "Городская карта поддержки", с 35 субъектами потребительского рынка товаров и услуг против 24 организаций в 2015 году. В результате в 2017 году более 170 объектов потребительского рынка предоставляют льготное обслуживание 20312 гражданам, или 6,8 % населения города.


В связи с сокращением численности населения для сохранения потребительского спроса реализуются мероприятия по развитию туризма и повышению привлекательности города для посетителей, в т.ч. из области. В рамках подпрограммы "Строительство и ремонт объектов внешнего благоустройства города Мурманска" на 2015 - 2019 годы муниципальной программы города Мурманска "Жилищно-коммунальное хозяйство" на 2014 - 2019 годы осуществляется благоустройство территории в целях создания благоприятных условий для массового отдыха жителей и гостей города Мурманска. До 2018 года планируется завершение благоустройства зоны отдыха озера Семеновского с устройством набережной и велосипедно-пешеходных дорожек, реконструкции комплекса "Детский городок" на пр. Героев-Североморцев, устройства детской площадки в сквере "Аллея поколений" по ул. Алексея Хлобыстова.


К 2020 году ожидается открытие крупнейшего торгово-развлекательного центра "Plazma" группы компаний "Евророс" по ул. Рогозерской общей площадью 129450 кв. м, в том числе нового многофункционального комплекса - 40 тыс. кв. м, развлекательной зоны - 25 тыс. кв. м. В состав объекта войдут торговая галерея, кинотеатр, гипермаркет, каток, детская игровая зона, аквапарк, океанариум и вместительная парковка на 1711 машино-мест.