Подпрограмма является механизмом реализации в Чеченской Республике Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Математика, являющаяся средством развития теоретического мышления и обеспечивающая единство разных видов интеллектуальных умений, среди предметов средней школы занимает место, определяющее уровень всего образования. Те объективные и субъективные причины, приведшие к существующим проблемам в сфере образования Чеченской Республики самым тяжелым образом сказались на математическом образовании.
Решение проблем преподавания и изучения математики является одним из приоритетов Государственной программы.
О тяжелой ситуации в математическом образовании Чеченской Республики свидетельствуют результаты ЕГЭ по математике, являющиеся ежегодно одними из самых низких в Российской Федерации. Это является следствием перерывов в учебном процессе в 1994 - 1996 и 1999 - 2000 годах и событий тех лет. Снижение мотивации школьников к изучению физико-математических дисциплин было вызвано как снижением престижа естественнонаучного образования, так и слабой профессиональной подготовкой учителей математики и физики для школ Чеченской Республики. Значительная часть выпускников школ не способна получить даже минимальные (предельные) баллы по рассматриваемым дисциплинам.
Существенной проблемой развития математического образования является кадровый дефицит квалифицированных учителей математики и физики. Значительная часть работающих педагогов не соответствует требуемому уровню педагогических знаний. Система дополнительного профессионального образования недостаточно эффективна.
Необходимо также предусмотреть систему мер, обеспечивающих эффективную работу с одаренными детьми в целях поддержки мотивации к более глубокому изучению избранных разделов математики и физики.
В перечне основных сдерживающих факторов можно выделить следующие:
- низкий авторитет профессии учителя в Чеченской Республике;
- отсутствие мотивации для занятий математикой у школьников;
- неразвитость экономики Чеченской Республики, отсутствие наукоемких отраслей;
- слабость профессионального сообщества работников образования и науки и, как следствие этого, отсутствие влияния на формирование общественного мнения и на принятие решений в сфере образования:
- отсутствие сильных научных коллективов естественно-математического направления;
- отсутствие системы эффективных критериев оценки профессионального уровня работников образования и организационных структур для мониторинга квалификации учителей;
- низкий уровень внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;