Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Иркутска Думой города Иркутска обусловлено изменениями в действующем законодательстве, а именно введение Федеральным законом от 05.05.2014 N 131-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации Главы 3.1 Нормативы градостроительного проектирования.
В результате состав и содержание утвержденных местных нормативов города Иркутска не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, и подразумевает под собой подготовку новой редакции нормативов.
Введение в действие Главы 3.1 Нормативы градостроительного проектирования Градостроительного кодекса Российской Федерации заставляет заново пересмотреть ориентиры в отношении местных нормативов градостроительного проектирования и определить новый состав и содержание согласно логике закрепленной действующими федеральными законами.
На сегодняшний день в области градостроительного регулирования функции муниципальной власти определяются как прямая - создание за счет бюджета объектов муниципальной инфраструктуры (социальной, транспортной, инженерно-технической) для использования всеми и косвенная - создание правовых и административных условий для деятельности частных лиц, то есть создание правовых условий для деятельности всех.
Учитывая федеральное законодательство, прямая и косвенная функции власти обеспечиваются, в том числе, посредством принятия соответствующих норм (расчетных показателей, параметров), нормативов, а именно:
- выполнение прямой функции муниципальной власти по созданию за счет бюджета объектов муниципальной инфраструктуры (социальной, транспортной, инженерно-технической) связано с утверждением местных нормативов градостроительного проектирования;
- выполнение косвенной функции власти по созданию правовых условий для деятельности всех связано с утверждением двух видов нормативных правовых актов: технических регламентов безопасности (это прерогатива власти федерального уровня) и градостроительных регламентов (это прерогатива муниципальной власти как установление правового режима использования земельных участков посредством утверждения правил землепользования и застройки);
а именно:
- технические регламенты безопасности утверждаются властью федерального уровня как выполнение косвенной функции по созданию правовых условий для деятельности всех, включая частных лиц;
- градостроительные регламенты утверждаются муниципальной властью как выполнение косвенной функции по созданию правовых условий для деятельности всех, включая частных лиц;
- местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются муниципальной властью для выполнения ее прямой функции по созданию за счет бюджета (с участием бюджета) объектов муниципальной инфраструктуры (социальной, транспортной, инженерно-технической).
В итоге местные нормативы регулируют не все: есть сферы нормирования посредством использования (применения) технических регламентов и градостроительных регламентов - те сферы, на которые нормативы градостроительного проектирования не распространяются.
Отсюда следует, что местные нормативы градостроительного проектирования относятся к инфраструктуре (социальной, транспортной, инженерно-технической), находящейся в сфере ответственности муниципальной власти. Уже из этого понятно, что местные нормативы градостроительного проектирования не могут быть обязательными для всех субъектов градостроительной деятельности в отличие от технических регламентов безопасности и градостроительных регламентов, определяющих правовой режим использования земельных участков: соблюдение и тех, и других регламентов обязательно всегда и всеми субъектами градостроительной деятельности.
Согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации учет местных нормативов градостроительного проектирования необходим при подготовке проекта генерального плана городского округа и как следствие при внесении изменений в генеральный план городского округа, при подготовке документации по планировке территории, изменений в указанную документацию.