Исполнение консолидированного бюджета по доходам в 2016 году осуществлялось с учетом положений, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 10 января 2014 года N 2-п "О плане мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики в Оренбургской области в 2014 - 2016 годах", в первом полугодии 2017 года - с учетом положений, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 31 марта 2017 года N 224-п "Об утверждении программы консолидации бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов Оренбургской области на 2017 - 2019 годы", а также указов Губернатора Оренбургской области о мерах по реализации закона Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В 2016 году в структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета наибольший удельный вес занимает налог на прибыль организаций, а в консолидированном бюджете области впервые за последние годы - налог на доходы физических лиц.
Изменение структуры доходов бюджета в 2016 году связано со снижением фактических поступлений налога на прибыль в результате увеличения суммы возвратов (зачетов) переплаты по предоставленным организациями налоговым декларациям к уменьшению.
Кроме того, на фактическое исполнение налога на прибыль существенное влияние оказывает неравномерность платежей консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН).
В 2016 году под влиянием неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры отмечается минимальный уровень поступлений, который достигался за весь период деятельности КГН. Снижение к уровню 2012 года составило 3828,0 млн. рублей.
В 2016 году на федеральном уровне проиндексированы ставки акцизов на подакцизные товары и увеличен норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации, что обеспечило высокий процент исполнения данного доходного источника впервые за ряд последних лет.
На замедление темпов роста имущественных налогов продолжает оказывать влияние предоставление на федеральном уровне налоговой льготы в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Сумма данной льготы по итогам 2016 года составляет порядка 1,3 млрд. рублей.
В целях налогового стимулирования развития субъектов малого предпринимательства Оренбургская область в полной мере воспользовалась правами, данными федеральным законодательством субъектам Российской Федерации в рамках специальных налоговых режимов:
введены "налоговые каникулы";
расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
снижены налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
До 31 декабря 2020 года для начинающих предпринимателей при применении упрощенной или патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытового обслуживания предусмотрены двухлетние "налоговые каникулы".
В 2016 году в рамках повышения качества администрирования доходов всеми администраторами доходов областного бюджета, включая налоговый орган и органы исполнительной власти Оренбургской области, разработаны методики прогнозирования доходов, в которых охвачен каждый доходный источник.
С 25 до 50 процентов увеличен объем перечисления в областной бюджет части чистой прибыли государственных унитарных предприятий Оренбургской области и чистой прибыли, подлежащей выплате в виде дивидендов акционерам (участникам) хозяйственных обществ.