Недействующий

Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы (с изменениями на 16 апреля 2018 года)



Показатели государственного долга Республики Хакасия за 2012 - 2016 годы



тыс. руб.

N п/п

Вид обязательства

На 01.01.2013

На 01.01.2014

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

1

Обязательства по государственным ценным бумагам Республики Хакасия

2660000

4200000

5850000

7500000

11400000

2

Обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным в республиканский бюджет Республики Хакасия от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

566600

1645846

1805049

3322920

2861425

3

Обязательства по кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций

1146000

2071000

3002308

5714990

8541472

4

Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Хакасия

214516

466124

197028

138245

78205

Всего

4587116

8382970

10854385

16676155

22881102

Темп роста к предыдущему году, %

117,0

182,8

129,5

153,6

137,2

Объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Хакасия

12240795

11603080

12666921

14281709

15729301

Отношение объема государственного долга Республики Хакасия к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, %

37,5

72,2

85,7

116,8

145,6


За последние пять лет в Республике Хакасия сохраняется тенденция роста государственного долга. Значительный рост государственного долга Республики Хакасия, начиная с 2013 года, обусловлен существенным увеличением расходов на выполнение социальных обязательств, связанных с необходимостью исполнения майских указов Президента Российской Федерации от 2012 года по повышению зарплат работникам бюджетной сферы, и, как следствие, формированием максимального дефицита бюджета. Одновременно в результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций.


На ухудшение ситуации также повлияла чрезвычайная ситуация, вызванная масштабными пожарами, произошедшими в Республике Хакасия в апреле 2015 года. Экономике Республики Хакасия был нанесен огромный ущерб. Сократилась налогооблагаемая база как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших ее косвенное воздействие. Сократились поступления в доходную часть республиканского бюджета Республики Хакасия от пострадавших территорий Республики Хакасия. Постигшая Республику Хакасия трагедия привела к масштабным расходам на ликвидацию последствий пожаров, восстановление жилья и оказание помощи гражданам.


В связи с недостаточностью доходной базы финансирование дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия осуществляется в основном за счет привлечения кредитов кредитных организаций и размещения облигационных займов, поэтому рыночные заимствования в структуре государственного долга Республики Хакасия к началу 2017 года составили 87,2%. В течение 2014 - 2016 годов использовался механизм снижения расходов на обслуживание долга и улучшения его структуры за счет получения бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, но ввиду нереалистичного характера условий получения данных кредитов данный механизм не привел к ожидаемому результату, и кредиты были возвращены досрочно.


В настоящее время Правительством Республики Хакасия принимаются все возможные меры для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия. В целях недопущения снижения поступлений доходов в республиканский бюджет Республики Хакасия проводится работа с крупнейшими налогоплательщиками по вопросу увеличения объемов налоговых отчислений.


По состоянию на 01 января 2017 года государственный долг восьми субъектов Российской Федерации превысил отметку 100%, в том числе и государственный долг Республики Хакасия.


Проведя анализ структуры государственного долга вышеуказанных субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что наименьший удельный вес по наиболее дешевым в обслуживании бюджетным обязательствам - бюджетным кредитам из федерального бюджета, сложился в Республике Хакасия, а именно, он составляет 12,5%. Удельный вес остальных семи субъектов составляет от 28,9% до 58,8%.


Данная тенденция в структуре государственного долга Республики Хакасия значительно увеличивает нагрузку на региональный бюджет в части обслуживания долговых обязательств.