В целях обеспечения качества педагогического образования, условий для непрерывного профессионального образования педагогических работников, обеспечения отрасли "Образование" в Республике Коми педагогическими кадрами:
1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") по кадровому обеспечению отрасли "Образование" в Республике Коми (2017 - 2021 годы) (далее - План) согласно приложению.
2. Определить Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми и координатором деятельности ответственных исполнителей по реализации Плана.
3. Ответственным исполнителям мероприятий Плана:
1) обеспечить реализацию мероприятий Плана;
2) представлять в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми информацию о ходе выполнения Плана в срок:
до 25 числа месяца, следующего за отчетным полугодием (по итогам полугодия);
до 10 марта года, следующего за отчетным годом (по итогам года).
4. Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми представлять заместителю Председателя Правительства Республики Коми, указанному в пункте 6 настоящего распоряжения, информацию о ходе выполнения Плана в срок:
до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным полугодием (по итогам полугодия);
до 1 апреля года, следующего за отчетным годом (по итогам года).
5. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми разработать и принять муниципальные правовые акты по утверждению планов мероприятий ("дорожных карт") по кадровому обеспечению отрасли "Образование" в Республике Коми.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области образования.
7. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОТРАСЛИ "ОБРАЗОВАНИЕ" В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (2017 - 2021 ГОДЫ)
В образовательных организациях Республики Коми в 2016 году было занято 37 тыс. работников, из них более 17 тыс. - педагогические работники.
В организациях Республики Коми, осуществляющих образовательную деятельность, работают:
по программам общего образования - 9,4 тыс. педагогов;
по программам дошкольного образования - 6,0 тыс. педагогов;
по программам дополнительного образования - 935 педагогов.
Доля педагогических работников с высшим профессиональным образованием составляет:
в организациях общего образования - 78,8%;
в организациях дошкольного образования - 37,6%;
в организациях дополнительного образования - 55,0%.
Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, составляет:
в организациях общего образования - 54,8%;
в организациях дошкольного образования - 37,2%;
в организациях дополнительного образования - 51%.
Среди педагогических работников преобладают учителя.
В образовательных организациях, реализующих программы общего образования, работают 7 549 учителей, из них 54,8% имеют первую и высшую квалификационные категории.
Сохраняется отличие в уровне образования и наличии квалификационной категории городских и сельских учителей. В сельской местности 80,7% учителей имеют высшее профессиональное образование, в городах 86,0%. В сельской местности 50,5% учителей имеют квалификационную категорию, в городской - 63,7%.
Несмотря на то, что подготовка педагогических кадров в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Коми, имеет постоянный систематический характер, сохраняются проблемы обеспечения ими образовательных организаций Республики Коми, реализующих программы общего, дошкольного и дополнительного образования:
1. Потребность в педагогических кадрах на 2017 - 2018 учебный год составила около 320 человек.
2. Изменяется возрастной состав педагогических кадров. Доля пенсионеров в 2016 - 2017 учебном году в учреждениях, реализующих программы общего образования, составила в целом 37,4%, при этом доля учителей пенсионного возраста составила 31,7%.
3. Наблюдается активное движение педагогических кадров. Текучесть педагогических кадров составляет в среднем 200 - 300 человек в год. За учебный год из образовательных организаций выбывает более 250 педагогических работников. Наиболее востребованными в настоящее время являются учителя по специальностям: иностранный язык, русский язык и литература, математика.
В Республике Коми в настоящее время сформировалась многоуровневая система профессионального образования, осуществляющая подготовку и переподготовку педагогических кадров и включающая в себя:
1) профессиональные образовательные организации: государственное профессиональное образовательное учреждение "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова" (далее - ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова"), государственное профессиональное образовательное учреждение "Воркутинский педагогический колледж" (далее - ГПОУ "Воркутинский педагогический колледж"), профессиональное образовательное учреждение "Ухтинский педагогический колледж" (далее - ПОУ "Ухтинский педагогический колледж");
2) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (далее - ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина");
3) государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Коми республиканский институт развития образования" (далее - ГОУ ДПО "Коми республиканский институт развития образования").
ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова" реализует программы: дошкольное образование, специальное дошкольное образование, преподавание в начальных классах, коррекционная педагогика в начальном образовании, с общим количеством обучающихся 270 человек на очном отделении и 260 человек на заочном отделении.
ГПОУ "Воркутинский педагогический колледж", ПОУ "Ухтинский педагогический колледж" реализуют программы: дошкольное образование, преподавание в начальных классах, с общим количеством студентов 320 и 290 человек соответственно.
ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" реализует широкий спектр образовательных программ среднего профессионального и высшего образования подготовки кадров для отрасли "Образование". Контингент обучающихся по этим образовательным программам составляет около 2 500 человек.
Несмотря на ежегодную реализацию программ подготовки педагогических кадров в вышеуказанных образовательных организациях, количество вакансий учителей (педагогических работников) из года в год остается высоким.
Прибытие молодых специалистов в образовательные организации не покрывает всей потребности отрасли в педагогических кадрах.
Обострение кадровой проблемы в отрасли "Образование" обусловлено следующими причинами:
1) отсутствием долгосрочного, обеспеченного ресурсами заказа на подготовку педагогических кадров со стороны муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций;
2) непривлекательностью системы образования для выпускников образовательных организаций профессионального образования, занятых подготовкой педагогических кадров в Республике Коми, как места трудоустройства после завершения обучения, в частности, по причине отсутствия весомых мер социальной поддержки молодых учителей, обеспечения им достойных условий проживания;
3) низкой мотивацией со стороны выпускников общеобразовательных организаций и их родителей к получению педагогического образования;
4) недостаточно эффективными механизмами сопровождения педагогических работников в профессиональной деятельности.
На решение вышеуказанных проблем направлен План мероприятий ("дорожная карта") по кадровому обеспечению отрасли "Образование" в Республике Коми (2017 - 2021 годы) (далее - "дорожная карта").
Целями "дорожной карты" являются:
1. Обеспечение системы образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными решать задачи модернизации образования, закрепление их в отрасли.