КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 мая 2017 года N 213-р


О внесении изменений в распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.04.2014 N 287-р "Об утверждении Концепции развития культуры и искусства в Кемеровской области на период до 2025 года"



1. Внести в распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.04.2014 N 287-р "Об утверждении Концепции развития культуры и искусства в Кемеровской области на период до 2025 года" следующие изменения:


1.1. В заголовке и пункте 1 цифры "2025" заменить цифрами "2030".


1.2. Концепцию развития культуры и искусства в Кемеровской области на период до 2025 года, утвержденную распоряжением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".


3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования, культуры и спорта) Е.А.Пахомову.



И.о. Губернатора
Кемеровской области
В.Н.ЧЕРНОВ



Приложение
к распоряжению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 29 мая 2017 г. N 213-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА



Введение


Концепция развития культуры Кемеровской области на период до 2030 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении основ государственной культурной политики", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Кемеровской области в сфере культуры.


Культура является неотъемлемой частью всех сторон нашей жизни и не может существовать сама по себе, в отрыве от людей. Человек формируется, прежде всего, в культурной среде, от качества которой зависит то, какими становимся мы, наши дети, как выглядит коллективный портрет современного общества. На протяжении всей отечественной истории культура воспитывала, обогащала, служила источником духовного опыта нации, основой для консолидации нашего многонационального народа.


Она в значительной степени обеспечила авторитет, влияние России в мире, объективно помогла ей стать великой державой. Помня об этом, мы должны эффективно использовать свой гуманитарный ресурс, повышать международный интерес к нашей истории, к традициям, к языку, к культурным ценностям.


При создании Концепции учитывалось фундаментальное значение культуры как важнейшего ресурса устойчивого социально-экономического развития страны, региона, регулятора поведения и основы деятельности человека как в его частной, так и общественной жизни.


Концепция не содержит полного перечня конкретных мероприятий, она носит установочный характер, является платформой, практическим инструментом формирования государственной программы в сфере культуры, а также основным базовым документом для разработки планов, отдельных проектов учреждений культуры.


Концепция может стать основой для консолидации усилий органов исполнительной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, учреждений культуры, а также общественных организаций и граждан по созданию единого информационно-культурного пространства, выработке основных критериев и нормативно-правовых основ долгосрочной культурной политики, обеспечению комплексного развития сферы культуры, решению имеющихся в отрасли проблем.


Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых документах, содержащих разделы и затрагивающих вопросы развития культуры Кемеровской области.


Концепция определяет основные цели, задачи государственной политики в области культуры и является основой для формирования программ, планов развития культуры на среднесрочную, долгосрочную перспективы.


Концепция учитывает модернизацию всех направлений сферы культуры и будет способствовать: повышению эффективности отрасли за счет увеличения вклада культуры в процесс улучшения жизни граждан; оживлению культурной жизни Кемеровской области - увеличению разнообразия культурного предложения и числа культурных событий; консолидации действий субъектов, реализующих стратегию социально-экономического развития территории.


В Концепции учтены актуальность, современное состояние, цели, задачи, направления развития и ожидаемые результаты реализации Концепции во всех сферах региональной культуры.


Государственная политика в сфере культуры в Кемеровской области направлена на сохранение исторического и культурного наследия, укрепление единого культурного пространства, создание условий для равной доступности культурных благ для кузбассовцев, поддержание самобытных национальных культур Кузнецкого края, развитие духовно-нравственных интересов личности, повышение туристической, деловой привлекательности и конкурентоспособности Кузбасса.



I. Анализ состояния объектов культуры и искусства Кемеровской области и оценка существующего положения в отрасли



Таблица 1



Обеспеченность населения Кемеровской области учреждениями культуры и искусства

Учреждения культуры

Годы

Социальные нормы и нормативы <*>

2015

2016

Разница к 2015 году

Библиотеки

648

637

-11

446

Клубы

602

588

-14

522

Передвижные многофункциональные культурные центры (автоклубы)

53

52

-1

18

Музеи

43

43

-

74

Детские школы искусств

111

110

-1

164

Парки культуры и отдыха

4

4 (72 парка других форм собственности)

-

63

Профессиональные театры

7

7

-

7

Концертные организации (филармонии)

1

1

-

1

Кинотеатры

6

5 (21 кинозал других форм собственности)

-1

98

Киноустановки

81

83

2

102

Средние специальные учебные заведения

5

5

-

5

Народные коллективы

307

307

-

307

Прочие учреждения, в том числе управления культуры и централизованные бухгалтерии

63

62

-1

62

ИТОГО

1931

1902

-29

1870


________________


* Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 27.07.2016 N Р-948 "Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры".


Кемеровская область обладает значительным культурным и творческим потенциалом.


По состоянию на 01.01.2017 сеть учреждений культуры состоит из 407 юридических лиц, в том числе 24 областных учреждений: 318 бюджетных, 38 казенных, 51 автономное. По видам деятельности в сфере культуры насчитывается 1901 сетевая единица.


В Кемеровской области работает: 7 профессиональных театров, Кемеровская государственная областная филармония, 637 библиотек, 640 клубов, 43 музея, 109 киноучреждений, 76 парков культуры и отдыха различных форм собственности, Губернаторский культурный центр "Юные дарования Кузбасса", 7 творческих союзов.


Участниками творческих союзов являются более 400 актеров, музыкантов, хореографов, профессиональных художников, дизайнеров, композиторов и литераторов. Для успешной работы творческой интеллигенции имеются Кузбасский центр искусств, Дом литераторов в г. Кемерово, Дом творческих союзов в г. Новокузнецке, что в значительной степени влияет на качество жизни жителей Кемеровской области.


Кемеровская область имеет одну из лучших в стране и Сибирском федеральном округе многоуровневую систему подготовки кадров. Сеть образовательных учреждений культуры состоит из 109 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 5 средних специальных образовательных учреждений, Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В указанных учреждениях культуры обучаются свыше 34 тыс. учащихся и студентов.


В настоящее время перед отраслью культуры Кемеровской области стоит ряд проблем, одной из которых является оптимизация сети учреждений с учетом методических рекомендаций по составу приоритетных структурных преобразований в отрасли культуры в связи с исполнением Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и распоряжения Губернатора Кемеровской области от 10.09.2012 N 60-рг "Об исполнении отдельных указов Президента Российской Федерации В.В.Путина в Кемеровской области", а также Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденных распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 27.07.2016 N Р-948.


По итогам мониторинга эффективности деятельности детских школ искусств было установлено, что в сельской местности на сегодняшний день не актуальны такие узкопрофильные учреждения дополнительного образования детей, как детские музыкальные и художественные школы. Итогом проведенных мероприятий стала реорганизация детских музыкальных и художественных школ в детские школы искусств. Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области по согласованию с органами местного самоуправления будет проведена оптимизация сети детских школ искусств с целью повышения качества услуг и удовлетворения потребностей населения муниципальных образований.


Во всем мире с ростом образования и достатка люди все больше средств тратят на культуру. По данным Евростата, расходы на культуру и отдых увеличиваются с каждым десятилетием. Российская статистика показывает устойчивый рост спроса на культурные продукты. Так, в 1995 году доля расходов на культуру составляла 0,2% от общих расходов населения, а в 2016 году - уже 3%.



Таблица 2



Бюджетное финансирование культуры Кемеровской области

Год

Утвержденный бюджет культуры

(млн. руб.)

Фактическое финансирование

(млн. руб.)

Финансирования к бюджету культуры

(процентов)

Утвержденный бюджет культуры к областному бюджету

(процентов)

2011

4240

4018

94,8

3,0

2012

4556

4419

97

3,2

2013

4875

4740,3

97,2

3,4

2014

5584

5365,7

96,1

3,1

2015

5418,6

5191,2

95,8

3,0

2016

5368,8

5146,6

95,9

3,0



Таблица 3



Средняя заработная плата в сфере культуры в 2016 году

N п/п

Наименование

Среднесписочная численность

(чел.)

Фактическая заработная плата списочного состава

(тыс. руб.)

Средняя заработная плата

(руб.)

1

2

3

4

5

Учреждения культуры всего

13674

3267213

19911

1

Учреждения культуры и искусства

9579

2199221

19132

1.1

Театры и филармония

1102

322372

24378

1.2

Музеи

621

142636

19141

1.3

Библиотеки

2471

577268

19468

1.4

Клубы

5162

1102598

17803

1.5

Кино

122

28644

19566

1.6

Прочие учреждения культуры (парки, поселковые)

101

25703

21207

2

Образование

3428

909515

22110

2.1

Профессиональные образовательные организации

383

114520

24917

в том числе преподаватели

218

70049

26728

2.2

Детские школы искусств, детские музыкальные школы, детские художественные школы

3045

794995

21756

в том числе преподаватели

1857

536808

24088

3

Учреждения, не вошедшие в выше указанные виды деятельности (управления культурой, централизованные бухгалтерии)

667

158477

19800

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»