Город Рязань является одним из крупных муниципальных образований, административным, промышленным, научным, общественно-культурным центром ЦФО. Решение важных вопросов обеспечения жизнедеятельности города во многом осуществляется при непосредственном участии населения, в том числе его самой активной части - объединений ТОС. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) ТОС может быть зарегистрировано в организационно-правовой форме юридического лица и становится, таким образом, общественной организацией и значимой частью некоммерческого сектора страны.
В городе Рязани по состоянию на август 2017 года зарегистрировано 52 комитета ТОС, работающих на общественных началах как в многоквартирном фонде, так и в частном секторе. При этом ТОС представляет собой структуру, объединяя под своим началом советы многоквартирных домов, ТСЖ, а также старших по улицам. Комитеты ТОС работают в составе советов территорий города Рязани, активисты ТОС успешно реализуют функцию общественного жилищного контроля, работая в качестве общественных жилищных инспекторов. Положительный опыт города Рязани стал востребован жителями в областном масштабе, и с 2015 года начался процесс учреждения ТОС в Рязанской области.
Отдельные рязанские практики входят в библиотеку лучшего общероссийского опыта в сфере ТОС. Наблюдается повышенный интерес к результатам деятельности рязанских ТОС со стороны федеральных, межмуниципальных структур, муниципальных образований других регионов. Основная тенденция развития системы ТОС города Рязани на современном этапе - внедрение инновационных технологий (в том числе IT-технологий), повышающих качество представительства интересов жителей через форму ТОС, эффективность взаимодействия жителей и органов местного самоуправления при посредничестве ТОС.
Система ТОС города Рязани обеспечивает постоянную обратную связь органов местного самоуправления с жителями, позволяет оперативно информировать власть и жителей о проблемах и их решении, согласовывать интересы, а также направлена на выявление общественных инициатив, их поддержку и реализацию. Системно комитетами ТОС по месту жительства выполняются сложные функции, осуществляется помощь в решении вопросов местного значения. Проводятся субботники и озеленительные работы, культурно-массовые мероприятия и события сферы дворового спорта. ТОС юридическими лицами организован и контролируется вывоз твердых коммунальных отходов с территорий частного сектора города посредством соответствующих хозяйственных отношений с подрядными организациями. На базе ТОС организовано взаимодействие жителей с городскими службами по благоустройству, управляющими компаниями, работает система взаимодействия по таким ключевым вопросам, как зимнее грейдирование, асфальтировка и освещение. Комитеты ТОС стали катализаторами общественных перемен. Преодолевается иждивенчество и недоверие власти, жители вовлечены в созидательные процессы и видят результат общих усилий, атмосфера территорий ТОС становится более доброжелательной, люди - приветливыми, отзывчивыми и счастливыми.
ТОС города Рязани зарекомендовали себя как активные участники федеральных и региональных конкурсов для некоммерческих организаций, имеющих социальную направленность и участвующих в развитии институтов гражданского общества. В частности, объединения ТОС стали участниками и грантополучателями конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Таким образом, ТОС стали важной составляющей строительства гражданской сферы на местах. Здесь потенциал ТОС также только начал раскрываться. Новым направлением деятельности может стать статус ТОС в качестве исполнителей общественно полезных услуг.
На основании пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Действительно, комплексное развитие общественного самоуправления требует правового, экономического, информационно-методического, организационного, материально-технического сопровождения, осуществление которого возможно только при поддержке органов местного самоуправления.
Таким образом, важнейшая задача органов местного самоуправления на современном этапе - выявить и поддержать общественные инициативы "снизу", направленные на активные действия по решению своими силами вопросов проживания, готовность взять ответственность и проявить активность, стимулировать намечающийся переход от иждивенческого отношения к территории проживания к активной гражданской позиции и реальным делам.
Для эффективного решения вопросов развития ТОС необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и концентрации финансовых ресурсов. В этой связи разработка ВЦП представляется своевременной и необходимой. ВЦП позволит сформировать четкое видение долгосрочных целей и приоритетов функционирования и развития общественных инициатив на местах, выстраивать взаимодействие органов местного самоуправления с органами ТОС на принципах системности, открытости, целеполагания, сохраняя уже достигнутые результаты, сделать мощный рывок в развитии ТОС.
Реализация ВЦП будет работать на дальнейшее интенсивное развитие добрососедских отношений, конструктивный диалог между органами местного самоуправления и органами ТОС, активизацию творческого потенциала, инициативное участие граждан в решении вопросов благоустройства территорий проживания и самостоятельном управлении территориями. С помощью привлечения общественного самоуправления к участию в решении вопросов местного значения предполагается также эффективное использование бюджетных ресурсов, делового и социального потенциала жителей в решении городских проблем, что позволит сократить бюджетные затраты и повысить эффективность муниципального управления. Конечная цель этого процесса - создание эффективной системы, позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения определенной территории и муниципалитета в целом.