6.3. Первый этап: Обновление нефтеналивного флота Ленского бассейна в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 108 Технического регламента до 1 января 2025 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Технический регламент безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623, применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 426 внесены поправки в Технический регламент, которыми предусмотрен переходный период для судов внутреннего водного плавания, перевозящих нефть и нефтепродукты наливом, в части исполнения требований по защите окружающей среды от загрязнения с судов нефтью и нефтепродуктами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 108 Технического регламента в целях обеспечения экологической безопасности судов проектантом и строителем судна должны быть выполнены требования международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, промышленной безопасности, а также не противоречащие этим договорам и законодательству следующие требования:
с 30 апреля 2015 г. на самоходных нефтеналивных судах грузоподъемностью 600 тонн и более, перевозящих в качестве груза нефть тяжелых сортов плотностью выше 900 кг/м3 при t = 15C° или кинематической вязкостью свыше 180 мм 2/с при t = 50C°, независимо от даты постройки должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными;
с 1 января 2018 г. на нефтеналивных судах грузоподъемностью 200 тонн и более независимо от даты постройки должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными.
Проблемы выполнения требований подпункта "в" пункта 108 Технического регламента, касающиеся оснащения нефтеналивных судов двойным дном и двойными бортами имеют локальный характер и относятся к ограниченному количеству судов, осуществляющих "северный завоз" в Ленском бассейне внутренних водных путей.
По информации Ленского филиала ФАУ "РРР" в Ленском бассейне зарегистрировано 205 ед. нефтеналивных судов общим тоннажем 297,8 тыс. тонн, в том числе соответствуют требованиям Технического регламента 94 ед. судов с общей грузоподъемностью 146,2 тыс. тонн.
Ежегодно в целях осуществления перевозок грузов предприятиями водного транспорта Ленского бассейна вводится 188 ед. нефтеналивного флота общим тоннажем 263 тыс. тонн (с учетом судов ФБУ "Администрация Ленского бассейна"). Перечень (ядро) нефтеналивного флота Ленского бассейна, его принадлежность к судовладельцам, характеристики и планируемые в их отношении мероприятия (модернизация, утилизация, строительство) представлен в приложении N 6 настоящей Проектной программы.
Исходя из производственных возможностей судостроительно-судоремонтных мощностей Ленского бассейна и финансово-экономических возможностей выполнение программы по модернизации и строительству нефтеналивных судов возможно выполнить только к 2025 году.
По оценкам судовладельцев Ленского бассейна (без учета ФБУ "Администрация Ленского бассейна") стоимость проведения работ по модернизации и реновации 39 ед. судов общей грузоподъемностью 64,75 тыс. тонн составит порядка 2 633,34 млн рублей в 2017 - 2024 годы, в том числе:
ОАО "ЛОРП" - 16 судов с общей грузоподъемностью 30,25 тыс. тонн, из них 11 судов "Ленанефть" (проект Р-77) с грузоподъемностью 23,65 тыс. тонн и 4 судна "ТО-1500" (проект 1754Б) с грузоподъемностью 6,8 тыс. тонн, 1 судно "СПН-704" (проекта 414В) с грузоподъемностью 0,6 тыс. тонн на общую сумму 1 038,44 млн рублей;
ООО "Алексеевская РЭБ флота" - 22 судов типа "ТО-1500" (проект 1754Б) общей грузоподъемностью 33 тыс. тонн и стоимостью работ - 1 540 млн рублей;
АО СК "АЛРОСА-Лена" - 1 судно "Алексей Пахомов" типа "ТО-1500" (проект 1754Б) на сумму 54,9 млн рублей.
Выполнение мероприятий по модернизации и реновации флота будут осуществляться за счет собственных и привлеченных средств предприятий.