Действующий

О внесении изменений в Проектную программу "Развитие внутреннего водного транспорта Республики Саха (Якутия) и внутренних водных путей Ленского бассейна", утвержденную распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2017 г. N 202-р


6.7. Обновление пассажирского флота Ленского бассейна


В Республике Саха (Якутия) речными пассажирскими перевозками обслуживаются 13 районов и 70 населенных пунктов. Общая протяженность пассажирских линий составляет свыше 8 тыс. км. Доля речного транспорта в общих транспортных услугах населению составляет 19%. Основные показатели пассажирского речного транспорта РС(Я) за 2010 - 2015 годы приведены в приложении 2.


Общая протяженность пассажирских социально значимых линий (маршрутов) составляет свыше 7,34 тыс. км. Самый короткий маршрут 209 км, а самый длинный 1664 км. Количество остановочных пунктов вместе с начально-конечными пунктами составляет до 120 ед.


В 1995 - 2006 годах развитие наземных видов транспорта, высокий износ пассажирского флота и береговой инфраструктуры, рост цен на топливо, отток квалифицированных кадров привели к снижению конкурентноспособности речных пассажирских перевозок и к резкому спаду в отрасли.


Ежегодные объемы перевозок пассажиров за 2012 - 2015 годы по статистическим данным составляют порядка 300 - 350 тыс. чел. Основная доля до 90% приходится на перевозки пассажиров на переправе г. Якутск - п. Нижний Бестях Мегино-Кангалаского района. 11 линий являются межмуниципальными, 12 линий обслуживаются скоростным флотом (Метеор, Заря, Полесье), 4 линии - транспортными судами (М. Кулибин, Е. Ярославский, С. Аржаков), 6 линий обслуживаются судами с малой пассажировместимостью. Основные речные пассажирские линии (маршруты) указаны в приложении 8 Проектной программы.


Пассажирские речные перевозки наиболее развиты в центральных районах Республики Саха (Якутия), в которых проживает основная часть населения республики, и речные перевозки являются рентабельными. Арктические районы республики не имеют организованных пассажирских линий, перевозки выполняются населением на личных маломерных судах. Наиболее востребованными пассажирскими линиями являются Якутск - Олекминск (627 км), Якутск - Сангар (329 км), Якутск - Нижний Бестях (24 км), Олекминск - Ленск (408 км), Нюрба - Малыкай (209 км), Ленск - Витим (211 км).


По информации Северо-Восточного Управления Госморречнадзора в Ленском бассейне действующие лицензии на перевозки пассажиров имеет 41 лицензиат, в том числе 2 предприятия Иркутской области. Основными перевозчиками общего пользования являются всего несколько перевозчиков - ООО "Пассажирское райуправление", ООО Судоходная компания "Якутск" и ООО Судоходная компания "Вилюй", а также индивидуальные предприниматели Ю.С. Кондратьев, И.В. Прокопьев, А.Н. Высоцкий, А.Б. Строев, С.П. Киров.


Учитывая труднодоступность населенных пунктов, безальтернативность речного транспорта для организации транспортного сообщения, в соответствии с государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" проводится плановая работа по обеспечению транспортной доступности населения республики, в том числе по двум основным направлениям:


субсидирование перевозки пассажиров речным транспортом по социально значимым линиям (маршрутам). Справочно: в 2016 году выделено 40,63 млн рублей, в 2015 году 48,4 млн рублей, в 2014 году - 25 млн рублей;


проводится работа по приобретению пассажирских катеров с пассажировместимостью до 10 чел. для дальнейшей передачи муниципальным образованиям республики. В 2014 - 2016 г.г. было закуплено 9 катеров для Усть-Янского, Анабарского, Верхоянского, Кобяйского, Усть-Алданского, Жиганского, Аллаиховского, Нижнеколымского районов, в 2016 году приобретено судно КС-162 с пассажировместимостью 44 чел. для Хангаласского района, в летний период будут обеспечены перевозки пассажиров из сел Исит, Кытыл-Дюра, Едей, Синск и других отдаленных сел.


Основной проблемой пассажирского флота является высокий износ существующего пассажирского флота, основными судовладельцами-перевозчиками ведется работа по выводу на консервацию скоростных пассажирских судов типов "Заря", "Полесье", "Метеор", "Ракета" (в основном 1970 - 1980 годов постройки) и сокращению линий, по которым осуществляются перевозки. Средний возраст данных судов составляет более 30 лет при нормативном 20 - 24 года.


По предварительным расчетам для обеспечения спроса населения республики и решения вопросов транспортной доступности необходимо 508,25 млн рублей в перспективный период до 2030 года:


приобретение 16 ед. катеров малой пассажировместимостью до 12 чел., по предварительным расчетам требуется порядка 120 млн рублей (в ценах 2016 года) для обслуживания арктических районов с протяженностью линий до 400 км;


приобретение 3 ед. скоростных пассажирских судов для организации пассажирских перевозок на участках с морским режимом судоходства для нужд Булунского и Нижнеколымского районов на сумму 49,5 млн рублей, с высотой волны до 2 - 3 метров;


приобретение 5 ед. судов на воздушной подушке с малой пассажирской вместимостью для Анабарского, Момского, Оленекского, Эвено-Бытантайского районов на сумму 35 млн рублей (в ценах 2016 года);