1. Предпосылки разработки Проектной программы "Развитие внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей Ленского бассейна"
Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 327-р, предусматривает реализацию преимуществ внутреннего водного транспорта на основе комплекса мер, направленных на восстановление инфраструктуры внутренних водных путей, портов, обновление транспортного флота, мер государственной поддержки развития речных перевозок, что позволит обеспечить сбалансированность развития транспортной системы страны за счет разгрузки железнодорожной и автомобильной инфраструктуры в период пиковых нагрузок в навигационный период, оптимизации транспортных схем доставки грузов, повышения доступности транспортных услуг в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где внутренний водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим. В Стратегии обозначены мероприятия по разработке и реализации мер государственной поддержки обновления флота, в том числе не окупаемых социально значимых проектов, в первую очередь в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, а также в других труднодоступных регионах страны.
Основным механизмом реализации новой редакции государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" станет формирование опорных зон развития в Арктике для взаимоувязки государственной поддержки ключевых объектов инфраструктуры с реализацией конкретных приоритетных проектов. На территории Республики Саха (Якутия) предложено сформировать Северо-Якутскую опорную зону, в качестве каркаса комплексного развития которой определена транспортная инфраструктура на основе единой системы Северного морского пути и внутренних водных путей судоходных рек Ленского бассейна, так как внутренний водный транспорт, даже в перспективе до 2050 года, является безальтернативным для грузоперевозок в арктических и северных территориях республики.
В рамках прошедшего 15 августа 2016 г. в г. Волгограде Президиума Государственного совета по вопросу развития внутренних водных путей (далее - Госсовет) Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был отмечен большой конкурентный потенциал внутреннего водного транспорта, а также его безальтернативность для ряда регионов, особенно для тех, которые обеспечиваются доставкой топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, осуществляемых в рамках государственных закупок, в населенные пункты, расположенные в удаленных и труднодоступных регионах Российской Федерации (далее - "северный завоз").
Пунктом 4.1 Протокола совещания заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 15 ноября 2016 года N ЮТ-П9-67пр Правительству Республики Саха (Якутия) рекомендовано разработать и представить в Минтранс России Программу развития внутреннего водного транспорта Ленского бассейна.