5.1. Механизмы поддержки на федеральном уровне
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" предусмотрены меры государственной поддержки развития отечественного судостроения, включающие следующие преференции:
создание в рамках промышленно-производственных особых экономических зон (далее - ППОЭЗ) судостроительной направленности с учетом особенностей территориального расположения и производственной деятельности российских судостроительных организаций, которые создаются на 49 лет;
освобождение судостроительных организаций - резидентов ППОЭЗ от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС в отношении ввозимых комплектующих и оборудования, для модернизации производства;
освобождение от уплаты НДС в отношении построенных судов;
освобождение от уплаты налога на землю и налога на имущество, используемых в целях судостроения и судоремонта, на 10 лет для резидентов ППОЭЗ в пределах 49-летнего срока существования зоны;
наделение Внешэкономбанка полномочиями по осуществлению гарантийной поддержки судостроительных организаций, имеющих статус резидента ППОЭЗ.
Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" и Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" предусмотрено, что российские судовладельцы, зарегистрировавшие свои суда в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) по одному из оснований, предусмотренных пунктом 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), оплатив госпошлины за первичную регистрацию судна и за ежегодное продление регистрации судна в Реестре, приобретают от пребывания судов в РМРС следующие льготы:
1) освобождаются от оплаты налога на прибыль при осуществлении международных морских перевозок (пп. 1 п. 7 ст. 33 КТМ РФ) и имеют право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации (приобретении) морских судов, построенных на российских судоверфях;
2) освобождаются от оплаты налога на имущество, транспортного налога, от оплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость по импортируемым судам;
3) освобождаются с 1 января 2012 г. от налога на прибыль с доходов как от международных, так и от каботажных перевозок, осуществляемых судами, построенными после 1 января 2010 г. на российских судоверфях и зарегистрированными в РМРС, соответствующих техническим параметрам - самоходные суда с главными двигателями не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, которые могут использоваться для любых целей торгового мореплавания, предусмотренных статьей 2 КТМ РФ (пп. 4 п. 7 ст. 33 КТМ РФ);
4) освобождаются с 1 января 2012 г. от налога на прибыль с доходов от операций по реализации (продаже) судов, зарегистрированных в РМРС;
5) освобождаются с 1 января 2012 г. от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) услуг по классификации и освидетельствованию судов;
6) освобождаются с 1 января 2012 г. на срок до 2027 года включительно от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) судоходные компании, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна - в отношении данных выплат и вознаграждений (за исключением судов, зарегистрированных на основании пп. 8 п. 7 ст. 33 КТМ РФ);
7) установление с 1 января 2012 г. режима налогообложения доходов членов экипажей судов, плавающих под флагом РФ, по ставке 13% НДФЛ, независимо от фактического времени их нахождения за пределами Российской Федерации;