6.6. Финансирование модернизации и строительства судов. Лизинговые схемы
Мероприятия по строительству транспортных и технических судов внутреннего водного транспорта для нужд Ленского бассейна планируется обеспечить на мощностях высокотехнологичной Жатайской судоверфи, а суда класса "река-море" и технический флот будут строиться на судоверфях АО "Объединенная судостроительная компания" и других судостроительных предприятиях Российской Федерации с использованием мер государственной поддержки судостроения.
По итогам проведенных совещаний в Минпромторге России с участием представителей АО "Объединенная судостроительная корпорация" и предприятий внутреннего водного транспорта Ленского бассейна выработаны предложения по строительству судов с использованием лизинговых механизмов (срок лизинга - до 15 лет, процентная ставка по лизингу - 2,5%, утилизационный грант 10%).
Финансирование мероприятий по строительству судов планируется обеспечить за счет собственных средств предприятий, привлечения заемного финансирования фондов и институтов развития, а также мер государственной поддержки.
Планируется строительство следующих типов судов:
1. Танкер - аналог-проекта RST27, который предназначен для осуществления смешанной (река-море) перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов и одновременной перевозки двух сортов груза. Классификационный проект RST27 разработан Морским инженерным бюро (Одесса) на класс KM Ice1 R2 AUT1-ICS OMBO VCS ECO-S Oil tanker (ESP). При осадке 3,6 метра в реке дедвейт судна составляет 7500 тонн, это максимальная величина из всех аналогичных судов. Габаритная длина судна 140,85 м, ширина 16,86 м, высота борта 6 м.
По состоянию на 01 декабря 2016 года стоимость строительства на судоверфях АО "Объединенная судостроительная компания" нефтеналивного судна проекта RST27 составляет 995,8 млн рублей без НДС по договору лизинга, сроком на 15 лет, включая срок строительства судна и аванс лизингополучателя в размере 10%.
2. Баржа-буксирный состав RT63+ROB21 (танкер-толкач проекта RT63 плюс наливная баржа проекта ROB21). Грузоподъемность: толкача RT63 - 2000 тонн, нефтеналивной баржи ROB 21-2500 тонн, при максимальной осадке 2,35 м, при 37% загрузке 1,4 м. Габаритная длина - 170,40 м, ширина габаритная, - 17,20 м.
Стоимость толкача RT63, с учетом лизинговых платежей составляет 501,17 млн рублей, баржи ROB 21 - 285 млн рублей. Общая грузоподъемность состава 4500 тонн. Срок строительства составляет 12 месяцев.
Планируется использование данных судов класса "река-море" с учетом осадки до 3,6 метров и существующих гарантированных габаритов судовых ходов, что обеспечит перевозки грузов на р. Лена на участке Якутск - Быков Мыс (глубина 255 см), а также на морском участке от Хатанги до Певека и завоз топливно-энергетических ресурсов и прочих грузов из Архангельской и Мурманской областей.
При подготовке Проектной программы оценка для расчета рыночной стоимости судна по типам судов производилась исходя из средней стоимости трудозатрат на строительство 1 тонны металла судна и сложности проведения работ.
Строительство судов планируется с применением лизинговой схемы и мер государственной поддержки как федерального бюджета, так и республиканского.
1. Средства федерального бюджета:
утилизационный грант на строительство новых гражданских судов взамен, сданных на утилизацию, в размере 10%
возмещение 2/3 затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение гражданских судов.