Действующий

О внесении изменений в Проектную программу "Развитие внутреннего водного транспорта Республики Саха (Якутия) и внутренних водных путей Ленского бассейна", утвержденную распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2017 г. N 202-р


2. Оценка современного состояния внутреннего водного транспорта Ленского бассейна


Транспорт в Республике Саха (Якутия) является важной составляющей экономики, с помощью которого обеспечивается перевозка жизненно важных грузов, товаров, природных ресурсов, в том числе в рамках "северного завоза", а также осуществляется снабжение стратегически важных отраслей экономики.


Внутренний водный транспорт исторически является безальтернативным видом транспорта в Ленском бассейне внутренних водных путей Республики Саха (Якутия). Средняя дальность перевозок внутренним водным транспортом в 12 - 15 раз превышает среднюю дальность перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, который и вовсе отсутствует в некоторых арктических районах республики.


При общей протяженности внутренних водных путей в Российской Федерации 101,7 тыс. км из семи водных бассейнов, на Ленский бассейн приходится 21,7 тыс. км, что составляет - 21,4% от общей протяженности внутренних водных путей Российской Федерации.


В Ленском бассейне обслуживаемые пути составляют 10,9 тыс. км, из них с гарантированными глубинами - 9,2 тыс. км (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки). Схема водных путей Ленского бассейна приведена в приложении N 2.2 (не приводится) Проектной программы.


Категории средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2017 года утверждены распоряжением Росморречфлота от 22 декабря 2016 г. N ВО-311-р. Основные параметры судовых ходов составляют (глубина, см): р. Лена - 175 - 255, р. Алдан - 100 - 180, р. Вилюй - 100 - 110, р. Витим - 150, р. Яна - 95 - 170 (бар - 220 - 300), р. Индигирка - 200 (бар - 130 - 200), р. Колыма - 110 - 200. Также имеются реки и участки рек без установленных гарантированных габаритов судовых ходов, где осуществляется экспедиционный завоз грузов (р. Амга, р. Оленек, р. Марха, р. Мая, р. Анабар, а также участки рек Индигирка, Яна и Вилюй).


Вследствие климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта Ленского бассейна имеет сезонный характер и ограничена сроками навигации: 150 суток в бассейнах рек и 75 - 80 суток на морских участках (с 15 мая по 10 октября и 20 июля по 30 сентября соответственно).


При этом начало и окончание навигации в Ленском бассейне имеют непредсказуемый характер и напрямую зависят от времени вскрытия льдов, продолжительности паводка и водности рек, а также от сохранения кризисных гидрометеорологических явлений, выражающихся в аномальной маловодности, что, по мнению экспертов, может продлиться до 2030 года.


Общий грузооборот водного транспорта в 2016 году составил 2 529 млн т-км, или 41% от общего грузооборота по республике, выполняемого всеми видами транспорта.


В настоящее время большинство грузов в Республику Саха (Якутия) поступает по смешанному железнодорожно-водному маршруту "БАМ - порт "Осетрово" - река Лена". В порту "Осетрово" (г. Усть-Кут Иркутской области) переваливается 80% грузов, направляемых в республику.


Водный транспорт осуществляет перевозку основной массы грузов межрегионального обмена от перевалочных баз Осетровского транспортного узла до внутриреспубликанских портопунктов и пристаней (создание запасов и резервов ресурсов для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования экономики республики), а также перевозку массовых грузов внутриреспубликанского производства (нефть, нефтепродукты, лес, уголь, строительные материалы).


Также часть грузов доставляется железнодорожным транспортом до п. Нижний Бестях, далее переваливается до пунктов назначения на автомобильный и речной транспорт. Основная перевалка грузов для арктических районов осуществляется в Якутском речном порту.


Объем рынка перевозок водным транспортом в Ленском бассейне стабилизировался на уровне около 2,8 млн тонн в год с грузооборотом около 2,6 млрд. тонно-километров. Снижение объемов перевозок в последние годы обусловлено маловодным периодом.


Ежегодная потребность в перевозках водным транспортом жизнеобеспечивающих грузов в Республике Саха (Якутия) составляет порядка 1,4 - 1,6 млн тонн различных грузов.


Потребность коммерческих предприятий оценочно составляет 1 000 - 1 200 тыс. тонн, из них (в зависимости от года) на проекты, связанные с освоением природного потенциала Арктики, завозится до 800 тыс. тонн.