5.1. Механизмы поддержки на федеральном уровне
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" предусмотрены меры государственной поддержки развития отечественного судостроения, включающие следующие преференции:
создание в рамках промышленно-производственных особых экономических зон (далее - ППОЭЗ) судостроительной направленности с учетом особенностей территориального расположения и производственной деятельности российских судостроительных организаций, которые создаются на 49 лет;
освобождение судостроительных организаций - резидентов ППОЭЗ от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС в отношении ввозимых комплектующих и оборудования, для модернизации производства;
освобождение от уплаты НДС в отношении построенных судов;
освобождение от уплаты налога на землю и налога на имущество, используемых в целях судостроения и судоремонта, на 10 лет для резидентов ППОЭЗ в пределах 49-летнего срока существования зоны;
наделение Внешэкономбанка полномочиями по осуществлению гарантийной поддержки судостроительных организаций, имеющих статус резидента ППОЭЗ.
Федеральным законом от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" и Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" предусмотрено, что российские судовладельцы, зарегистрировавшие свои суда в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) по одному из оснований, предусмотренных пунктом 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), оплатив госпошлины за первичную регистрацию судна и за ежегодное продление регистрации судна в Реестре, приобретают от пребывания судов в РМРС следующие льготы:
1) освобождаются от оплаты налога на прибыль при осуществлении международных морских перевозок (пп. 1 п. 7 ст. 33 КТМ РФ) и имеют право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации (приобретении) морских судов, построенных на российских судоверфях;
2) освобождаются от оплаты налога на имущество, транспортного налога, от оплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость по импортируемым судам;
3) освобождаются с 1 января 2012 г. от налога на прибыль с доходов как от международных, так и от каботажных перевозок, осуществляемых судами, построенными после 1 января 2010 г. на российских судоверфях и зарегистрированными в РМРС, соответствующих техническим параметрам - самоходные суда с главными двигателями не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, которые могут использоваться для любых целей торгового мореплавания, предусмотренных статьей 2 КТМ РФ (пп. 4 п. 7 ст. 33 КТМ РФ);
4) освобождаются с 1 января 2012 г. от налога на прибыль с доходов от операций по реализации (продаже) судов, зарегистрированных в РМРС;
5) освобождаются с 1 января 2012 г. от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) услуг по классификации и освидетельствованию судов;
6) освобождаются с 1 января 2012 г. на срок до 2027 года включительно от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) судоходные компании, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна - в отношении данных выплат и вознаграждений (за исключением судов, зарегистрированных на основании пп. 8 п. 7 ст. 33 КТМ РФ);
7) установление с 1 января 2012 г. режима налогообложения доходов членов экипажей судов, плавающих под флагом РФ, по ставке 13% НДФЛ, независимо от фактического времени их нахождения за пределами Российской Федерации;
8) установление возможности по соглашению сторон заключать срочный трудовой договор с членами экипажей судов, регистрируемых в РМРС.
Минпромторгом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение путем строительства новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию", которым предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде судового утилизационного гранта для судовладельцев размером не менее 10% стоимости нового гражданского грузового судна (без НДС) и не менее 15% стоимости нового пассажирского судна (без НДС).
В целях стимулирования транспортных компаний на обновление флота начиная с 2008 года при утверждении федерального бюджета на соответствующий год и плановый период предусматриваются субсидии транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку отечественных гражданских судов, а также части лизинговых платежей транспортным компаниям и пароходствам - лизингополучателям по договорам лизинга, заключенным на закупку гражданских судов.
5.2. Меры поддержки за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)
В рамках реализации государственной программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 974, в 2010 - 2016 г.г. предприятиям водного транспорта Республики Саха (Якутия) оказана государственная поддержка на сумму 7 067,4 млн рублей, которая была направлена на оздоровление предприятий и гарантированный завоз жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в том числе:
государственная гарантия Республики Саха (Якутия) для привлечения коммерческих кредитов для ликвидации кассового разрыва в связи с сезонностью навигации на сумму 3 398 млн рублей;
бюджетный кредит предприятиям внутреннего водного транспорта на закупку бункерного топлива по договорам поставок нефтепродуктов в целях разворота навигации на сумму 1 300 млн рублей;
субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по долгосрочному банковскому кредиту предприятиям, осуществляющим завоз топливно-энергетических ресурсов, социально значимых продовольственных товаров и непродовольственных товаров для жизнеобеспечения населения Республики Саха (Якутия) на сумму 1 280,4 млн рублей;
субсидии на возмещение части дополнительных затрат, связанных с обеспечением завоза топливно-энергетических ресурсов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в сложных судоходных условиях, связанных со срывом гарантированных габаритов судовых путей на р. Индигирка в 2013 году, а также незапланированной перевалкой грузов и привлечением дополнительных судов на сумму 270 млн рублей;
субсидии в целях возмещения части недополученных доходов, связанных с предоставлением транспортных услуг внутренним водным транспортом по перевозке жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в сложных судоходных условиях, связанных со срывом гарантированных габаритов судовых внутренних водных путей арктических рек и баровых участков в 2014 - 2015 годах на сумму 478,8 млн рублей;
субсидии в целях возмещения затрат, связанных с текущим ремонтом речных судов для организации гарантированного обеспечения завоза топливно-энергетических ресурсов для жизнеобеспечения населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - 55 млн рублей;
субсидия на выполнение пассажирских перевозок по внутриреспубликанским социально значимым пассажирским линиям в связи с государственным регулированием - 183,1 млн рублей;
финансовые средства на приобретение скоростных катеров малой пассажировместимосью - 79,1 млн рублей;