В целом ожидаются следующие эффекты в результате реализации Проектной программы:
1. В масштабах страны и Дальневосточного федерального округа:
развитие экономики Дальневосточного федерального округа;
обеспечение гарантированного завоза топливно-энергетических ресурсов для жизнеобеспечения в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
развитие машиностроения, судостроения.
2. В масштабах Республики Саха (Якутия):
обеспечение бесперебойных и эффективных грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне и Северо-Якутской опорной зоне Арктической зоны Российской Федерации, в том числе "северного завоза" социально значимых продовольственных и топливно-энергетических грузов, а также грузоперевозок для реализации инвестиционных проектов;
стимулирование обновление флота судоходных компаний Ленского бассейна с сохранением тоннажа;
повышение производительности труда на внутреннем водном транспорте и создание высокопроизводительных рабочих мест;
обеспечение безопасности судовождения в Ленском бассейне;
развитие высокотехнологичных производств;
снижение экологической нагрузки при эксплуатации внутреннего водного транспорта;
рост занятости местного населения.
9. Необходимые меры государственной поддержки и вопросы, требующие решения на государственном уровне
Учитывая социально важную значимость и безальтернативность водного транспорта для обеспечения завоза грузов в Республике Саха (Якутия) предлагаются следующие меры государственной поддержки.
1. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623 по вопросам:
установления срока действия подпункта "в" пункта 108 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, начиная с 2025 года для действующих однокорпусных судов предприятий речного транспорта, осуществляющих завоз жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в бассейнах рек Лена, Яна, Индигирка, Алдан, Вилюй, Витим, Оленек, Анабар и Колыма, а также в акватории морей Лаптевых и Восточно-Сибирского;
исключения из требований подпункта "в" пункта 108 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта сухогрузно-наливные суда типа "СПН-600", проекта 414В, грузоподъемностью до 600 тонн включительно, эксплуатируемые в особых условиях малых и арктических рек Ленского речного бассейна, используемые исключительно для нужд Северного завоза жизнеобеспечивающих грузов в Арктические районы Республики Саха (Якутия) с учетом предложения Научно-технического совета ФАУ "Российский Речной Регистр" в части конструктивной защиты корпусов наливных судов.
2. Расширить программу лизинга морских и речных судов отечественного производства для обновления флота судовладельцев, осуществляющих завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, на условиях срока лизинга до 15 лет по ставке 2,5%.
3. Решить вопрос возмещения затрат предприятий внутреннего водного транспорта на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение (строительство) гражданских судов в полном объеме.
4. Рассмотреть возможность привлечения средств федерального бюджета на разработку современных проектов:
комбинированного судна, отвечающего действующим требованиям и предназначенного для замены судов проекта 414 типа СПН и его модификаций;
скоростного пассажирского судна для организации перевозок в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях.
5. Разработать меры по финансированию строительства судов типа "СПН", пассажирского флота при поддержке федерального бюджета.
6. Обеспечить увеличение финансирования путевых работ на реках Ленского бассейна и объемов дноуглубительных работ, предусмотреть строительство технического флота для Ленского бассейна.
7. Предусмотреть финансирование из средств федерального бюджета мероприятий комплексного инвестиционного проекта "Модернизация флота и строительство судов для обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне. Строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи на базе модернизации и реконструкции Жатайского судоремонтно-судостроительного завода" в государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года".
8. Разработать комплекс мер, направленных на повышение коммерческой привлекательности услуг внутреннего водного транспорта для грузовладельцев на боковых и малых реках в восточных регионах Российской Федерации.