Действующий

О ПРОЕКТНОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ЛЕНСКОГО БАССЕЙНА" (с изменениями на: 29.06.2017)

2. Оценка современного состояния внутреннего водного транспорта Ленского бассейна


Транспорт в Республике Саха (Якутия) является важной составляющей экономики, с помощью которого обеспечивается перевозка жизненно важных грузов, товаров, природных ресурсов, в том числе в рамках "северного завоза", а также осуществляется снабжение стратегически важных отраслей экономики.

Внутренний водный транспорт исторически является безальтернативным видом транспорта в Ленском бассейне внутренних водных путей Республики Саха (Якутия). Средняя дальность перевозок внутренним водным транспортом в 12 - 15 раз превышает среднюю дальность перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, который и вовсе отсутствует в некоторых арктических районах республики.

При общей протяженности внутренних водных путей в Российской Федерации 101,7 тыс. км из семи водных бассейнов, на Ленский бассейн приходится 21,7 тыс. км, что составляет - 21,4% от общей протяженности внутренних водных путей Российской Федерации.

В Ленском бассейне обслуживаемые пути составляют 10,9 тыс. км, из них с гарантированными глубинами - 9,2 тыс. км (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки). Схема водных путей Ленского бассейна приведена в приложении N 2.2* Проектной программы.

________________
     * Приложение N 2.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Категории средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2017 года утверждены распоряжением Росморречфлота от 22 декабря 2016 года N ВО-311-р. Основные параметры судовых ходов составляют (глубина, см): р. Лена - 175 - 255, р. Алдан - 100 - 180, р. Вилюй - 100 - 110, р. Витим - 150, р. Яна - 95 - 170 (бар - 220 - 300), р. Индигирка - 200 (бар - 130 - 200), р. Колыма - 110 - 200. Также имеются реки и участки рек без установленных гарантированных габаритов судовых ходов, где осуществляется экспедиционный завоз грузов (р. Амга, р. Оленек, р. Марха, р. Мая, р. Анабар, а также участки рек Индигирка, Яна и Вилюй).

Вследствие климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта Ленского бассейна имеет сезонный характер и ограничена сроками навигации: 150 суток в бассейнах рек и 75 - 80 суток на морских участках (с 15 мая по 10 октября и 20 июля по 30 сентября соответственно).

При этом начало и окончание навигации в Ленском бассейне имеют непредсказуемый характер и напрямую зависят от времени вскрытия льдов, продолжительности паводка и водности рек, а также от сохранения кризисных гидрометеорологических явлений, выражающихся в аномальной маловодности, что, по мнению экспертов, может продлиться до 2030 года.

Общий грузооборот водного транспорта в 2016 году составил 2 529 млн т-км, или 41% от общего грузооборота по республике, выполняемого всеми видами транспорта.

В настоящее время большинство грузов в Республику Саха (Якутия) поступает по смешанному железнодорожно-водному маршруту "БАМ - порт "Осетрово" - река Лена". В порту "Осетрово" (г. Усть-Кут Иркутской области) переваливается 80% грузов, направляемых в республику.

Водный транспорт осуществляет перевозку основной массы грузов межрегионального обмена от перевалочных баз Осетровского транспортного узла до внутриреспубликанских портопунктов и пристаней (создание запасов и резервов ресурсов для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования экономики республики), а также перевозку массовых грузов внутриреспубликанского производства (нефть, нефтепродукты, лес, уголь, строительные материалы).

Также часть грузов доставляется железнодорожным транспортом до п. Нижний Бестях, далее переваливается до пунктов назначения на автомобильный и речной транспорт. Основная перевалка грузов для арктических районов осуществляется в Якутском речном порту.

Объем рынка перевозок водным транспортом в Ленском бассейне стабилизировался на уровне около 2,8 млн тонн в год с грузооборотом около 2,6 млрд. тонно-километров. Снижение объемов перевозок в последние годы обусловлено маловодным периодом.

Ежегодная потребность в перевозках водным транспортом жизнеобеспечивающих грузов в Республике Саха (Якутия) составляет порядка 1,4 - 1,6 млн тонн различных грузов.

Потребность коммерческих предприятий оценочно составляет 1 000 - 1 200 тыс. тонн, из них (в зависимости от года) на проекты, связанные с освоением природного потенциала Арктики, завозится до 800 тыс. тонн.

К грузам для обеспечения жизнеобеспечения республики относятся: нефть сырая, газоконденсат, нефтепродукты, метанол, уголь, социально значимые продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция, продукция производственно-технического назначения и строительные материалы.

Основными грузовладельцами выступают: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", ПАО "Якутскэнерго", АО "Сахаэнерго", АК "АЛРОСА" (ПАО), АО ПО "Якутцемент", АО ХК "Якутуголь", АО "Сургутнефтегаз", ООО "РН-Аэро", АО НК "Туймаада-Нефть", АО "Авиакомпания Якутия", ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания", АО "Алмазы Анабара", АО "Якутоптторг" и в последние годы подрядные организации, осуществляющие строительство газопровода "Сила Сибири".

Завоз грузов осуществляется по следующей схеме:

от поставщиков грузы по железной дороге доставляются до входных перевалочных пунктов - перевалочные нефтебазы и порты у железнодорожных путей в г. Усть-Кут, г. Архангельск, г. Мурманск, г. Находка, г. Владивосток;

производится накопление и формирование партий грузов на первый тур навигации для доставки на быстромелеющие реки Амга и Вилюй (вторая половина мая - первая половина июня, продолжительность от 15 до 20 дней);

с открытием навигации (с мая - июня) груз переваливается на водный транспорт и судами речного флота производится перевозка по главной магистральной реке Лена на боковые и малые реки;

с июня по сентябрь - октябрь производится перевозка грузов для получателей, расположенных на реках Алдан и Лена;

с открытием арктической навигации, а также Северного морского пути (конец июля), груз перевозится по магистральной реке Лена морским путем, и далее по арктическим рекам (Яна, Индигирка, Колыма, Анабар) до пунктов доставки и депонации.

По информации ФАУ "Российский Речной Регистр" (далее - ФАУ "РРР") по состоянию на 1 января 2017 г. в Ленском бассейне внутренних водных путей зарегистрировано 1714 судов различных видов.

Основной проблемой водного транспорта является высокий, а по отдельным позициям превышающий предельные сроки износ производственных мощностей (флота, перегрузочной техники, инфраструктуры).

Данные о техническом состоянии флота 8 ведущих предприятий Ленского бассейна внутренних водных путей приведены в приложении N 3, анализ которых показал, что ядро транспортного флота Ленского бассейна построено в период с 1960 - 1986 г.г. В советский период флот Ленского бассейна пополнялся за счет Министерства речного флота РСФСР и Министерства судостроительной промышленности СССР. Максимальное поступление тоннажа осуществлялось с 1975 - 1985 г.г. В этот период поступило 107 тыс. тонн самоходного тоннажа (74% эксплуатируемого в настоящее время самоходного тоннажа), в том числе 69 тыс. тонн судов смешанного "река-море" плавания.

Начиная с 2010 г. подошел срок массового списания действующего флота. Флот имеет сверхнормативный срок эксплуатации - средний возраст судов составляет 36,4 лет, при нормативном сроке - 24 года. Доля относительно нового флота со сроком эксплуатации до 10 лет составляет менее 11%.