Недействующий

О внесении изменений в распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2009 г. N 74-РП "Об утверждении Лесного плана Республики Саха (Якутия)"



2.6 Показатели развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Планируемое развитие лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры с учетом их наличия и перспектив освоения лесов для различных видов их использования (информация о строительстве лесных дорог, устройстве лесных складов и создании других объектов лесной инфраструктуры, объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и других объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры)


Одним из успешных условий развития лесопромышленного комплекса в Республике Саха (Якутия) является обеспечение доступности лесного фонда, что в первую очередь связано с развитием лесодорожной инфраструктуры. Если в среднем по России обеспеченность дорогами на 1 тыс. га лесного фонда составляет 1,2 км, то в Республике Саха (Якутия) - 0,1 км (табл. 1.2.5.2), что более чем в 100 раз ниже нормативной потребности.


Плохая доступность лесного фонда сдерживает вливание инвестиций в лесную отрасль республики.


По данным исследований ученых Санкт-Петербургской лесотехнической академии, потребность в дорогах круглогодового действия составляет 25 - 30 км, а потребность в летних лесных дорогах - 1 - 1,2 км на 1000 га.


Для оценки экономической целесообразности строительства лесных дорог круглогодового действия и выборе типа дорожного покрытия следует сопоставить объем капиталовложений с экономией текущих производственных затрат. Эта экономия достигается не только на транспортных операциях. Хорошие дороги обеспечивают ритмичную работу всех звеньев лесозаготовительного производства, что позволит в максимальной степени использовать основные фонды и трудовые ресурсы, поднять уровень организации всего лесозаготовительного производства в целом. В результате себестоимость заготовки древесины снижается на 20 - 80%.


Технические характеристики большей части существующих лесных дорог не соответствуют нормативам. Кроме того, уже в течение более чем 10 лет эти дороги не ремонтировались и в настоящее время требуют капитального ремонта, реконструкции, строительства заново части участков дорог и мостовых сооружений.


В течение ряда лет проблема строительства, реконструкции и капитального ремонта лесных дорог усугубляется еще и тем фактом, что фактически лесные дороги являются брошенными. Поэтому, при общей заинтересованности лесозаготовителей республики в эксплуатации дорог, отсутствует конкретное лицо или организация, заинтересованная в содержании дорог в удовлетворительном состоянии.


Кроме того, существующие правовые механизмы, которые позволили бы направить средства муниципального или республиканского бюджетов на поддержание удовлетворительного состояния сети лесных магистралей, требуют детального изучения и адаптации их к проблеме. Проблема, собственно, состоит в том, что большая часть дорог, необходимых для обеспечения развития ЛПК республики, являются, по сути, дорогами технологическими, согласно существующих СНИП, а, следовательно, их содержание, обслуживание, равно как и строительство, реконструкция, капитальный ремонт не могут осуществляться за счет государственных или муниципальных средств (это выходит за рамки полномочий органов власти).


Тем не менее, законодательством предусмотрены механизмы, позволяющие направлять средства бюджетов на создание инфраструктуры, необходимой для социально-экономического развития территории.


Основу современной транспортной сети республики составляет водный, воздушный и автомобильный транспорт. Начинает развиваться железнодорожный транспорт. Большую роль в обеспечении республики играет Амуро-Якутская магистраль. В режиме постоянной эксплуатации дорога работает до ст. Беркакит. Открыто рабочее движение на участке Беркакит-Томмот.


Деятельность участка железной дороги Беркакит-Томмот протяженностью 360 км, работающего в режиме временной эксплуатации и имеющего ограниченную пропускную способность, уже дала ощутимый экономический эффект.


Участок железнодорожной линии Томмот-Якутск (п. Нижний Бестях) является продолжением построенного участка Беркакит-Томмот, сданного в 2004 г. во временную эксплуатацию. Железная дорога будет проходить в меридиональном направлении по территории Нерюнгринского, Алданского, Хангаласского и Мегино-Кангаласского районов РС (Я). При этом на незначительном расстоянии от строящейся нитки железной дороги расположены Олекминский, Амгинский и Усть-Майский административные районы.


С вводом в эксплуатацию железной дороги в республике появятся новые источники экономического роста. В зону круглогодичного транспортного сообщения будут интегрированы центральные, восточные и западные районы республики с охватом 83% населения. С переключением перевалки грузов с железной дороги в речных портах Якутского транспортного узла на суда смешанного "река-море" плавания, изменится схема, повысится эффективность доставки леса в арктические районы. Мощный толчок к развитию получат действующие предприятия.


Запас лесного фонда рассматриваемых территорий составляет 42,1% (3689,3 млн. куб. м) от общего по республике (8766,36 млн. куб. м). Породный состав по запасу лесного фонда следующий: лиственница - 85%, сосна - 12,3%, береза - 1,5%, кедр - 0,7%. По имеющимся ресурсам прилегающие районы к железной дороги станут ведущими лесосырьевыми базами для развития лесной и деревообрабатывающей промышленности республики.


На территории вышеупомянутых районов лесозаготовкой древесины занимаются многочисленные небольшие предприятия, а также ведущие предприятия республики: