Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов (с изменениями на 17 марта 2016 года)


4.4. Потребительский рынок.


Основными направлениями развития потребительского рынка Волгограда на среднесрочный период являются обеспечение развития инфраструктуры сферы потребительского рынка; достижение разнообразия торговых структур, развитие всех видов и форматов торговли; стимулирование развития потребительского рынка в отдаленных и малонаселенных микрорайонах Волгограда; повышение качества и безопасности товаров, находящихся в торговом обороте; поддержка местных производителей товаров, создание благоприятных условий для их развития.


По оценке 2015 года оборот розничной торговли составит 259,4 млрд. рублей и снизится относительно уровня 2014 года в сопоставимых ценах на 6%. Оборот общественного питания по итогам 2015 года составит 7,7 млрд. рублей (снижение на 3% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года).


Сокращение показателей товарооборота в 2015 году связано с сокращением доходов населения, сжатием потребительского кредитования и склонностью населения к сбережению. По мере роста доходов населения и восстановления потребительского кредитования в 2016 - 2018 годах динамика потребления населения будет восстанавливаться.


Согласно прогнозным данным оборот розничной торговли в ценах соответствующих лет в 2016 году составит 280,4 млрд. рублей (рост в сопоставимых ценах к уровню 2015 года - 101,5%), в 2017 году - 306,5 млрд. рублей (рост к уровню 2016 года - 103,1%), в 2018 году - 333,8 млрд. рублей (рост к уровню 2017 года - 103,9%). Оборот общественного питания в 2016 году в фактических ценах прогнозируется в объеме 8,4 млрд. рублей, что превысит оценку 2015 года на 2,9%, в 2017 году - 9,3 млрд. рублей (рост к уровню 2016 года - 103%), в 2018 году - 10,2 млрд. рублей (рост к уровню 2017 года - 105%).


Потребительская инфляция в 2015 году продолжит свой рост (по итогам 2014 года составила 112,0%). Существенное влияние на инфляцию в начале текущего года оказали введенные Российской Федерацией против стран Евразийского союза продовольственные контрсанкции по ограничению импорта, эффект от которых резко возрос в зимний период. Всплеск цен на продовольственные товары связан также с девальвацией рубля, так как более 40% продуктов в розничной торговле являются импортными, а также с тем, что в стоимости отечественной пищевой продукции присутствует импортная составляющая (сырье, производственное оборудование, средства защиты растений, сельхозтехника, семена и пр.). Рынок непродовольственных товаров зависит от импорта в большей степени, чем продовольственный (доля импорта в товарообороте непродовольственных товаров составляет более двух третей), однако потенциал роста цен здесь ниже. В 2015 году рост цен на товары данной группы будет ниже, чем на продукты, под сильным давлением снижения платежеспособности населения и сокращения потребительских кредитов. При этом в течение 2015 года произойдет изменение структуры импорта в пользу дешевых товаров экономкласса.


В условиях действия Указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" реализуется политика импортозамещения продовольствия, которая направлена на поддержку российских аграриев и фермеров, а также снабжение населения свежими и качественными продуктами. Отечественные продукты, в том числе из стран - партнеров Евразийского союза - Белоруссии, Казахстана активно вытесняют импортные. В то же время отсутствие некоторых привычных иностранных продуктов на полках магазинов не является политикой, направленной на полное замещение любого импорта отечественными аналогами, а является временным ограничением, связанным с реакцией на недружественные действия ряда стран по отношению к России.


В 2016 - 2018 годах инфляция снизится до 5,5% в основном под давлением сохранения сильных спросовых ограничений в результате снизившейся платежеспособности населения. Сдерживать инфляцию будут прогнозируемое укрепление рубля, постепенная сбалансированность рынков и рост предложения товаров, в том числе обусловленный расширением импортозамещения.


Количество объектов розничной торговли возрастет с 4641 единицы в 2014 году до 4710 единиц в 2018 году, одновременно размер торговых площадей увеличится с 700,5 тыс. кв. м в 2014 году до 707 тыс. кв. м в 2018 году. Рост числа торговых предприятий, увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции. Потребитель получит возможность выбора из более широкого ассортимента товаров, что приведет к росту оборота как розничной торговли, так и производственных отраслей.


В настоящее время в Волгограде действует 11 розничных рынков, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение жителей Волгограда плодоовощной, сельскохозяйственной продукцией, непродовольственными товарами по ценам, доступным для всех категорий населения. Ожидается, что количество рынков в Волгограде в среднесрочный период останется неизменным.


В целях насыщения потребительского рынка Волгограда качественной сельскохозяйственной продукцией и создания условий по наиболее полному удовлетворению спроса жителей Волгограда на плодоовощную, мясную и молочную продукцию администрацией Волгограда в среднесрочном периоде продолжится организация сельскохозяйственных ярмарок выходного дня. На них будут организованы торговые места для размещения на льготных условиях фермеров, местных сельхозтоваропроизводителей и места на бесплатной основе для пенсионеров, владельцев дачных и приусадебных участков, реализующих собственную выращенную продукцию.


Развитие сферы общественного питания в ближайшие годы будет направлено на создание многообразия предприятий общественного питания, отвечающего особенностям современного периода. Планируется, что общая численность объектов общественного питания вырастет с 1430 единиц в 2014 году до 1450 единиц в 2018 году. Развитие общедоступной сети предприятий общественного питания позволит максимально удовлетворить спрос населения на услуги общественного питания, в том числе и в период проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.


Основной задачей в развитии сферы бытовых услуг Волгограда является рациональное и гармоничное развитие сети объектов бытового обслуживания, постепенное достижение ценовой и территориальной доступности для различных социальных групп населения Волгограда, при этом первостепенное внимание и поддержка будут оказываться развитию социально значимых видов услуг. Ожидается, что количество объектов бытового обслуживания населения вырастет с 3385 единиц в 2014 году до 3420 единиц в 2018 году. Рост приемной сети хозяйствующих субъектов бытового обслуживания населения, развитие конкурентной среды в сфере бытовых услуг обеспечит ежегодный прирост объема выручки от реализации бытовых услуг.