Недействующий

Об утверждении Комплексной транспортной схемы Волгограда до 2025 года


Железнодорожный транспорт.


Волгоградский железнодорожный узел управляется Волгоградским отделением - филиалом федерального ГУП "Приволжская железная дорога". Эксплуатационная длина Волгоградского отделения Приволжской железной дороги 1372,7 км. В его состав входят следующие магистральные линии:


- Волгоград - Гумрак - Поворино - Москва с выходом на Санкт-Петербург;


- Волгоград - Гумрак - Петров Вал - Поволжье (Камышин, Саратов) с выходом в Сибирь;


- Волгоград - пгт. им. М. Горького - Морозовская - Ростов-на-Дону с выходом на Украину;


- Волгоград - Сарепта - Котельниково - Сальск с выходом на Юг России (Черноморское побережье);


- Волгоград - Волжский - Астрахань - с выходом на Юг России (Каспий) и Казахстан.


Длина станционных путей - 895,7 км. Главные пути всех линий на подходе к городу - двухпутные, кроме направления на Волжский, имеющего однопутную линию. Основной узел - железнодорожный вокзал - Волгоград-1, который обрабатывает основные пассажирские потоки. По состоянию на 2007 г. ст. Волгоград-1 вместимостью 1200 чел. обеспечивает пропуск 54 пассажирских поездов, в том числе 26 электропоездов в пределах города (направления ст. Южная, ст. Трубная, ст. Тракторная пасс.). Объем пассажироперевозок составляет более 1100 тыс. человек в год. При этом объем перевезенных пассажиров на внутригородских и пригородных маршрутах составляет около 25%. Вторым по объему является ст. Волгоград-2 вместимостью 500 чел. и объемом внутригородских и пригородных пассажироперевозок свыше 130 тыс. чел. в год.


Грузовые потоки Волгоградского железнодорожного узла (свыше 14 200 тыс. тонн) формируются на 12 грузовых станциях (Волгоград-2, Татьянка, Сарепта, Бекетовская, Ельшанка, Шпалопропитка, Татьянка Южная, Разгуляевка, Тракторная тов., Краснооктябрьская, Бетонная, Гумрак) и сортировочном узле М. Горького. В транспортировке грузов используются в качестве промежуточных станции: Волгоград-1, Бирюзовая, Пост "6 км", Садовая, Спартановка, Мечетка. По объемам грузоперевозок наибольший объем (свыше 50%) приходится на ст. Татьянка-грузовая, который в основном обслуживает Волгоградский нефтеперерабатывающий завод, Нефтебаза. Вторыми по значимости являются ст. Бекетовская-грузовая и ст. Татьянка Южная - грузовая, на долю которых приходится более 17% объемов грузоперевозок. При этом основной объем грузов формирует ОАО "Химпром" и "Каустик". Объем грузоперевозок на остальных грузовых станциях не превышает 6%. Таким образом, наиболее мощные по грузовой работе станции расположены в основном в южной части города.


Отличительной особенностью Волгоградского железнодорожного узла является сложившаяся планировочная структура его линий, пронизывающих город во всех направлениях. При значительной протяженности города вдоль р. Волги на расстояние свыше 80 км наличие продольных железнодорожных линий является благоприятным, что позволяет использовать их в качестве скоростного внутригородского пассажирского транспорта. Проходящие по территории города участки железнодорожных магистралей оснащены частыми остановочными пунктами, представленными не только станциями, но и многочисленными платформами, что позволяет населению уже в настоящее время использовать пригородные направления для передвижений в пределах города.


Наибольшая доля пригородных (считай - внутригородских) перевозок - суммарно свыше 47% - связана с центральными районами города - Центральным и Ворошиловским. Здесь превалирует отправление-прибытие пассажиров, следующих из удаленных южных районов - Красноармейского и Кировского и обратно, с суммарным пассажирооборотом 42,5%. В противовес этому Тракторозаводский район и г. Волжский имеют незначительные показатели пассажирооборота - суммарно 2,5% - в связи с наличием тупиковой линии (до ст. Тракторная), не обеспечивающей кратчайшего выхода ж/д пути на левый берег Волги.


По основному продольному направлению действует 9 пригородных маршрутов. Наибольшее количество поездов - 7 ед. следует на участке Волгоград-1 - Шпалопропитка.


Очевидно, слишком большой среднесуточный интервал движения пригородных поездов, равный одному часу, а в период часа пик - 30 - 40 минутам, сдерживает более активное использование железнодорожного транспорта во внутригородском пассажирском сообщении. Кроме того, сдерживающим фактором в повышении эффективности работы железнодорожного транспорта является крайне неудовлетворительное техническое состояние железнодорожных платформ (особенно в периферийных районах города), отсутствие обустроенных подъездных дорог, автопавильонов, освещенности территории на остановочных пунктах. Необустроенность территории и отсутствие сервиса делают железнодорожные перевозки непривлекательными для жителей города.


В целях повышения привлекательности железнодорожного транспорта целесообразно снизить стоимость проезда и сократить интервал движения поездов, особенно в часы пик, обеспечить регулярное автобусное и маршрутное сообщение от станций до жилых массивов и маршрутов движения общественного транспорта. В связи с тем, что наиболее мощные по грузовой работе станции расположены в основном в южной части города, необходимо ускорить начало строительства здесь ж/д обхода города. В целях развития внутригородского ж/д сообщения целесообразно: продлить существующую тупиковую линию от ст. Тракторная с обеспечением кратчайшего выхода ж/д пути из города на левый берег Волги. Повышение привлекательности железнодорожного транспорта, наряду с сокращением интервала движения, невозможно без модернизации железнодорожных платформ и обеспечения комфортабельного подъезда жителей к остановочным пунктам.