Комплексная транспортная схема г. Волгограда разработана в 2006 - 2007 гг. Дорожно-транспортным научно-образовательно-инженерным центром Института транспортного строительства Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета (ДТ НОИЦ ИТС ВолгГАСУ) на основе Генерального плана г. Волгограда в соответствии с Договором N 208/06у между ДТ НОИЦ ИТС ВолгГАСУ и Комитетом градостроительства и архитектуры администрации г. Волгограда.
Проект разрабатывался при организационном и авторском участии специалистов Комитета градостроительства и архитектуры г. Волгограда, Волгоградского государственного технического университета, МУП "Метроэлектротранс", департамента городского хозяйства г. Волгограда. В проекте использованы цифровые исходные данные Комитета градостроительства и архитектуры и Городского информационного центра (ГИЦ).
В процессе проектирования были изучены и использованы проектные и научные материалы, программы и научные отчеты, разработанные проектными институтами, научными организациями и вузами Волгограда.
Комплексная транспортная схема - основной вид градостроительной документации о планировании развития транспортной системы города, дополняющий Генеральный план г. Волгограда и определяющий стратегию развития различных видов транспорта и путей сообщения для обеспечения всех слоев населения и предприятий города возможностью получения качественных транспортных услуг.
Комплексная транспортная схема разработана на следующие проектные периоды:
- I этап (первая очередь строительства) - 2010 г.
- II этап (расчетный срок Генерального плана) - 2015 г.
- III этап - перспективный прогноз на 2025 г.
Волгоград - административный центр Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от Москвы на изгибе нижнего течения Волги и протянулся вдоль волжского берега более чем на 70 км.
Основание города относится к середине XVI в., известно, предположительно, с 1555 г. и впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 г. к середине XVI в. Деревянная крепость первоначально находилась на острове Царицын (Голодный) и служила для обороны волжского пути на "переволоке", в месте наиболее близкого течения Волги и Дона.
В начале XIX в. в городе возникла мелкая промышленность, в 1880 г. вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс, развивалось судостроение. Наиболее активно развивается город после открытия в 1862 году Волго-Донской железной дороги.
С 1920 г. Царицын - центр Царицынской губернии. В 1925 г. был переименован в Сталинград. В период первых советских пятилеток начинается активное развитие мощного промышленного комплекса Сталинграда: построен крупнейший речной порт, Сталинградская ГРЭС, Сталинградский тракторный завод и другие крупные предприятия.
Во время Второй мировой войны Сталинград стал ареной одного из крупнейших сражений, во многом определившей победу антигитлеровской коалиции. Ожесточеннейшие бои 1942 - 43 гг. причинили городу огромные разрушения. Работы по восстановлению Сталинграда начались еще в военное время, в 1945 г. был разработан Генеральный план, заложивший на многие десятилетия ансамблевую композицию города и его линейную агломерационную структуру. В послевоенные годы Сталинград был восстановлен по проектам выдающихся советских архитекторов.
В 1952 г. было закончено строительство Волго-Донского судоходного канала. В 1961 г. Сталинград переименован в Волгоград. В этом же году была пущена крупнейшая на Волге гидроэлектростанция - Волжская ГЭС.