Волгоград является крупнейшим транспортным узлом Поволжья с развитой инфраструктурой как внешнего железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, так и внутригородских транспортных коммуникаций. Это позволяет рассматривать Волгоград в ряду основных опорных транспортных узлов России в системе формирующихся главных международных евроазиатских и внутрироссийских транспортных коридоров "Север - Юг" и "Транссиб". Через Волгоград осуществляются крупные железнодорожные и автотранспортные перевозки с северной и центральной части РФ (г.г. Санкт-Петербург - 1645 км, Москва - 966 км, Самара - 840 км и т.д.) в направлении юга (г.г. Ростов-на-Дону - 496 км, Астрахань - 422 км) и республик Закавказья.
Решение проблем развития транспортной инфраструктуры Волгограда как одной из важных составляющих Генерального плана развития города до 2025 г. - одна из приоритетных задач, определяющих возможность активизации экономических, культурных и туристических связей города и улучшение качества жизни.
В Генеральном плане города предложены следующие проектные решения:
Внешний транспорт. Проектные предложения предусматривают усиление внешних транспортных связей г. Волгограда с другими регионами страны и населенными пунктами области путем развития всех видов внешнего транспорта и направлены также на решение существующих транспортных проблем города, поддержание устойчивости, совершенствования имеющихся объектов и сетей внешнего транспорта, улучшения экологического состояния городской среды. Генеральный план ориентирован на максимально возможное раскрытие имеющегося потенциала Волгоградского транспортного узла, укрепление его роли в качестве одного из крупнейших транспортных узлов федерального значения.
Ключевое значение в направлении, связывающем регионы европейской части России, Украины со странами Средней и Центральной Азии через территорию Казахстана до Китая, имеет строительство обхода города Волгограда, а также реконструкция по международным стандартам федеральных дорог М-21, М-6 и 1Р 228. Федеральные автомобильные дороги характеризуются высокой степенью загрузки движения автотранспорта, особенно на подходах к городу Волгограду, по мере удаления от города интенсивность снижается. В летний период, когда интенсивность движения превышает среднегодовую суточную на 20 - 40%, на подходах к городам Волгоград, Волжский дороги работают в режиме перегрузки.
Проектные решения включают:
1. Реконструкция федеральных автодорог Москва - Астрахань (М-6 "Каспий"), Саратов - Волгоград, Волгоград - Каменск-Шахтинский, входящих в состав международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Транссиб". Необходимость предлагаемого решения подтверждается обследованиями, выполненными в рамках разработки КТС города. Программой модернизации и развития сети автомобильных дорог Южного федерального округа до 2025 года намечена реконструкция на федеральных и основных территориальных дорогах района тяготения обхода города Волгограда: а.д. Сызрань - Саратов - Волгоград - реконструкция по нормативам I - II технической категории; М-6 "Каспий" - по нормативам I технической категории; М-21 "Волгоград - Каменск-Шахтинский до границы с Украиной" на участке км 11 - км 50+200) по параметрам I технической категории; реконструкция участков основных территориальных дорог - Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград, Западного обхода г. Волгограда, Волгоград - Котельниково - Зимовники - Сальск. Кроме того, предусмотрено строительство обхода г. Волгограда, имеющего важное стратегическое значение. После строительства он станет участком международного транспортного маршрута направления "запад - восток", связывающего европейские страны, Украину, Россию, Казахстан с выходом на Китай. В настоящее время выполнена реконструкция автомагистрали "Каспий" до 942 км.
2. Единственным проездом между правым и левым берегами р. Волга от г. Волгограда до г. Волжского является плотина Волжской ГЭС. Положение усугубляется исчерпанием пропускной способности существующего проезда по плотине. Интенсивность движения на плотине - 22500 авт./сут. В настоящее время строится мост через р. Волга в г. Волгограде, который позволит перераспределить поток транспорта как межгородского (между крупными промышленными центрами - г. Волгоград и г. Волжский), так межрайонного, а также транзита, который составляет свыше 20% от общей интенсивности движения. Завершение строительства мостового перехода через р. Волгу позволит обеспечить кратчайшие и надежные транспортные связи с г. Волжским, рекреационной зоной Волго-Ахтубинской поймы и далее в сторону пгт Средняя Ахтуба с возможностью подключения к дополнительным связям с Астраханью.
3. Основная часть (80 - 90%) транспортной работы в городах осуществляется на магистральных улицах и дорогах общегородского и районного значения, поэтому именно эта часть улично-дорожной сети имеет большое значение для эффективной работы транспорта. Специфические планировочные условия города Волгограда обуславливают повышенные, по сравнению со многими другими городами, требования к его дорожно-транспортной сети. Специфика планировки города определилась природными условиями, общей линейной геометрией города и историей его развития. Отдельные районы города соединяются между собой 1 - 3 магистралями, пересекающими овраги, балки, реки. Главными магистралями города, работающими в продольном направлении, являются так называемые Первая, Вторая и Третья продольные магистрали. В настоящее время в городе не имеется магистралей, специализированных для движения какого-либо одного вида транспорта. Однако по ряду участков Первой продольной магистрали грузовое движение запрещено, что обусловило преимущественное движение грузового транспорта, в том числе транзитных и межобластных перевозок (с федеральных дорог М-21, 1Р 228, М-6 и территориальных) по Второй и частично по Третьей продольной магистралям. Самой сложной территориальной организацией обладает Красноармейский район города. По численности населения и промышленному потенциалу район является наиболее крупным из 8 районов города Волгограда. Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина является крупной транспортной магистралью и делит район на Доканальную и Заканальную часть. Связь двух частей района осуществляется только по двум мостам через канал - автомобильному и железнодорожному. Автомобильный мост (на а.д. М-6) уже не справляется с транспортными нагрузками и находится в неудовлетворительном состоянии. Через район осуществляется въезд в город с южных направлений - Астраханского, Элистинского, Сальского. Улица 40-летия ВЛКСМ дает выход а.д. М-6 из города на г. Астрахань. Из общественных видов транспорта - автобус, троллейбус, трамвай. Улица Хабаровская дает выход на автодорогу регионального значения Западный обход г. Волгограда, с последующим выходом на Котельниково и г. Сальск. Как и в Кировском районе, в Советском районе Вторая продольная магистраль - единственная осуществляющая связь с другими районами города в продольном направлении. Улица Неждановой дает выход на автодорогу М-21 Волгоград - Каменск-Шахтинский. Ворошиловский и Дзержинский районы города Волгограда находятся в удобном транспортном расположении. Связь с другими районами осуществляется по Первой, Второй и Третьей продольным магистралям. Краснооктябрьский район - один из крупнейших в Волгограде (площадь - 34 кв. м, население - 158 тысяч человек) и Тракторозаводский (площадь 54 кв. м, население более 140 тыс. чел.), обладающие мощным промышленным потенциалом. По районам проходит Третья продольная магистраль с последующим выходом на федеральную автодорогу Сызрань - Саратов - Волгоград и плотину Волжской ГЭС. Таким образом, северные районы города находятся в более благоприятном положении, движение транспорта осуществляется по Первой, Второй и Третьей продольным магистралям. Далее движение транспорта в южных районах города со всех магистралей осуществляется по одной Второй продольной магистрали. Реконструкция территориальных автодорог и создание единой системы региональных автомагистралей г. Волгограда и его пригородной зоны позволит повысить пропускную улично-дорожной сети города.
4. Строительство пассажирских автостанций в Тракторозаводском, Советском и Красноармейском районах требует уточнения, перенос Центрального автовокзала нецелесообразен, т.к. может быть использован для ограниченного обслуживания междугородних маршрутов в составе центрального транспортного узла федерального уровня Волгоград-1. По мнению разработчиков КТС, для переработки междугородних и пригородных маршрутов северного направления целесообразно строительство нового автовокзала "Северный" в районе входа в города автомагистрали "Каспий".
5. Размещение 4-х терминалов и логистических центров грузового автомобильного транспорта на подходах к городу целесообразно на пересечениях обходной автодороги с дорогами Сызрань - Саратов - Волгоград, Москва - Волгоград, Волгоград - Каменск-Шахтинский, Волгоград - Элиста. Предлагаемые проектные решения обеспечат переработку грузов на подходах к г. Волгоград, позволят снизить транспортную нагрузку от транзитного автотранспорта на 3-ю продольную магистраль города.
6. В Генеральном плане выполнена оценка обеспеченности города АЗС с учетом АГЗС. Установлено, что для обеспечения потребности автотранспорта в топливе достаточно 35 станций, при фактической численности АЗС на 2003 г. - 125 шт. Однако в связи с корректировкой численности парка автомобилей, согласно нормативу СниП 2.07.01-89, потребность города в АЗС, включая и АГЗС, составляет 45. На прогнозируемый период до 2015 г. потребное число АЗС составляет 59 шт., на 2025 г. - 78 шт. Учитывая, что в 2007 г. фактическая численность автозаправочных станций достигла 127 АЗС, перспективная потребность автотранспорта в топливе обеспечена существующими АЗС.
7. Строительство обходной железнодорожной линии ст. Татьянка-Южная - ст. Канальная обеспечит вывоз продукции предприятий Южного промузла, минуя селитебную территорию города.
8. Реконструкция железнодорожного вокзала на ст. Волгоград I, путевого хозяйства на ст. Волгоград II и строительство на ней железнодорожного вокзала с организацией подъездов целесообразно на дальнюю перспективу до 2025 г.