4.9. Управление земельными ресурсами.
Основными направлениями по повышению эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами Волгограда являются разграничение государственной собственности на землю на территории Волгограда для последующей регистрации права собственности Волгограда на земельные участки, формирование земельных участков под многоквартирными домами и их постановка на кадастровый учет; резервирование земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства на них объектов муниципального значения, проведение муниципального земельного контроля, оптимизация работы по формированию и предоставлению земельных участков под строительство.
Основными проблемами, тормозящими развитие земельного комплекса Волгограда, являются:
неразвитость экономических механизмов управления земельными ресурсами, в том числе обеспечения принципа платности за пользование земельными участками, и, как следствие, вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот;
расширение практики самовольного занятия земельных участков, что нарушает принцип платности использования земли в форме уклонения от платежей.
Способствовать вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот будет упрощение процедуры предоставления земельных участков, создание дополнительных объектов инфраструктуры, наличие актуальной градостроительной документации.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 марта 2015 г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, должно осуществляться органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. В среднесрочной перспективе планируется проведение работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома; привлечение к уплате земельного налога землепользователей по присоединенным территориям; выявление земельных участков, не поставленных на налоговый учет и используемых без правоустанавливающих документов; рассмотрение материалов по неоцененным земельным участкам, а также по неиспользуемым, нерационально используемым или используемым не по целевому назначению земельных участков, уточнению характеристик земельных участков; работа по погашению задолженности; оказание всесторонней помощи организациям по выкупу земельных участков в собственность.
Формирование земельных участков для строительства объектов, в том числе и для целей индивидуального жилищного строительства, является одним из основных направлений работы администрации Волгограда в сфере земельных отношений. В состав проводимых работ входит сбор заключений согласующих служб, технических условий на подключение к сетям инженерной инфраструктуры, публикация информационных сообщений в официальном источнике о возможном предоставлении земельных участков, а также непосредственно разработка схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и их утверждение. Также одним из направлений в работе в области земельных отношений является резервирование земельных участков для муниципальных нужд с целью строительства на них объектов муниципального значения: детских садов и школ, транспортной инфраструктуры (дорог), инженерной инфраструктуры.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
На 01 июля 2014 г. общее количество земельных участков, зарегистрированных в муниципальную собственность Волгограда, составляет 1331 шт. площадью 15196 га (наиболее значительная часть земель, зарегистрированных в муниципальную собственность Волгограда, занята городскими лесами - 14070 га). До конца 2014 года предполагаются к регистрации земельные участки общей площадью 50 га. Приоритетное направление будет отдано земельным участкам, занимаемым объектами коммунального и водопроводного хозяйства, определенными к передаче на условиях концессионного соглашения централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 06 мая 2014 г. N 508 "Об утверждении перечней мероприятий по подготовке и передаче на условиях концессионного соглашения объектов теплоснабжения, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности Волгограда".
В 2014 году предполагаются к регистрации в муниципальную собственность Волгограда земельные участки общей площадью 100 га, закрепленные за муниципальными учреждениями образования, культуры и муниципальными унитарными предприятиями, а также земельные участки, занимаемые муниципальными дорогами, парками, скверами, объектами озеленения. По мере регистрации в муниципальную собственность Волгограда земельных участков, на которых расположены отдельно стоящие муниципальные здания, сдаваемые в аренду, в бюджет Волгограда будет поступать арендная плата за земельные участки от арендаторов муниципального имущества и юридических лиц, обладающих муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения. В 2016 - 2017 годах площадь земельных участков, подлежащих регистрации в муниципальную собственность Волгограда, составит ориентировочно по 50 га в год. В случае включения в реестр муниципального имущества Волгограда других объектов недвижимости и формирования земельных участков для их эксплуатации площадь земельных участков, подлежащих регистрации в муниципальную собственность Волгограда, может измениться в сторону увеличения.
Приобретение в собственность земельных участков собственниками объектов недвижимости является правом, но не обязанностью участников земельных правоотношений. В этой связи объем средств, поступающих от продажи земельных участков, полностью зависит от активности и наличия соответствующего волеизъявления пользователей земельных участков. Ожидаемое поступление за 2014 год по данному коду доходов планируется в размере 2,7 млн. рублей, в 2015 - 2017 годах - по 3 млн. рублей ежегодно.
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда, в 2014 году ожидаются в размере 80 млн. рублей, в 2015 - 2017 годах - по 85 млн. рублей ежегодно. Небольшое увеличение планируется достигнуть за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земельных участков.
Прогноз поступления доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на среднесрочную перспективу представлен в приложении 2 к прогнозу.