Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов (с изменениями на 22 декабря 2014 года)


5.5. Обеспечение потребности в образовании.


Основными направлениями развития системы образования в прогнозируемый период являются обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования; повышение качества общего, дошкольного и дополнительного образования; повышение эффективности кадрового обеспечения образования; информатизация образовательного пространства; создание безопасного образовательного пространства; повышение эффективности управления образованием.


Проблемными вопросами отрасли образования являются:


обеспеченность детей раннего возраста 1,5 - 3 лет детскими дошкольными учреждениями;


тенденция увеличения числа школьников, в результате чего острый дефицит дошкольных учреждений в среднесрочной перспективе может смениться нехваткой мест в общеобразовательных школах;


кадровый дефицит работников дошкольных образовательных учреждений.


Увеличение сети муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться за счет реализации муниципальной программы "Развитие дошкольного образования в Волгограде" на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 19 декабря 2013 г. N 2038 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие дошкольного образования в Волгограде" на 2014 - 2018 годы", за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых дошкольных учреждений, капитального ремонта и реконструкции возвращенных в систему образования имущественных комплексов. В 2015 году планируется ввести 10 дошкольных образовательных учреждений на 2052 места в Советском, Кировском, Дзержинском, Красноармейском и Ворошиловском районах; три структурных подразделения в общеобразовательных школах на 455 мест - муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 140 Советского района г. Волгограда (за счет передачи двух зданий от Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность Волгограда), реконструкция здания бывшего детского сада муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 61 Тракторозаводского района г. Волгограда, капитальный ремонт здания бывшего детского сада муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 129 Советского района г. Волгограда. В 2016 году - 16 дошкольных образовательных учреждений на 2910 мест во всех районах Волгограда. Увеличение сети дошкольных образовательных учреждений в соответствии с плановыми сроками позволит исполнить первоочередные поручения, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", по ликвидации очереди среди детей от трех до семи лет.


Потребность детей раннего возраста 1,5 - 3 лет в услугах дошкольного образования в среднесрочной перспективе будет увеличиваться. В 2014 году в электронной очереди стоят 20,5 тыс. детей от рождения до 3 лет, в том числе актуальная потребность в услугах присмотра и ухода среди них составляет более 10 тыс. мест. Для удовлетворения данной потребности необходимо изыскивать резервы помещений, в том числе встроенных, в наиболее густонаселенных микрорайонах, где земельных участков для капитального строительства новых дошкольных учреждений нет. Частично потребность детей раннего возраста 1,5 - 3 лет в услугах дошкольного образования будет обеспечиваться за счет вариативных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания, консультационных пунктов, а также услуг частных дошкольных организаций.


Одним из путей решения данной проблемы, а также проблемы повышения качества дошкольного образования за счет создания более комфортных условий является реконструкция и капитальный ремонт функционирующих дошкольных организаций, а также снос морально и физически устаревших зданий дошкольных учреждений и точечное строительство на их месте современных зданий дошкольных образовательных учреждений, отвечающих современным санитарным требованиям.


С учетом принимаемых мер по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях планируемый показатель численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, составит в 2015 году 41 тыс. детей, в 2016 году - 43 тыс. детей, в 2017 году - 44 тыс. детей.


По-прежнему сохранится неравномерное распределение спроса и предложения мест в дошкольных образовательных учреждениях. Наиболее остро неудовлетворенная потребность проявится в микрорайонах интенсивной жилой застройки в Советском, Краснооктябрьском и Кировском районах, где очередь превышает возможности ежегодного предложения действующей сети дошкольных образовательных учреждений в 5 - 6 раз, поэтому дети направляются в дошкольные образовательные учреждения в другие микрорайоны, смежные районы, что порождает проблему транспортной доступности. Проблемными в плане увеличения сети останутся Центральный и Ворошиловский районы из-за отсутствия свободных земельных участков для строительства новых зданий дошкольных образовательных учреждений.


Одновременно с муниципальной системой дошкольного образования с учетом потребности населения в услугах присмотра и ухода за детьми раннего возраста будет развиваться частный сектор (частные дошкольные организации, индивидуальное предпринимательство), преимущественно за счет индивидуального предпринимательства, оказывающего услуги дошкольного образования и (или) присмотра и ухода. В 2014 году частный сектор (негосударственные школы, детские сады, центры дополнительного образования) предоставлял услуги дошкольного образования, присмотра и ухода 775 детям (1,5% от общего количества посещающих дошкольные образовательные учреждения детей). В плановый период численность детей, охваченных услугами частного сектора, также увеличится до 3% благодаря целевым мерам поддержки в виде субсидии на реализацию образовательных программ дошкольного образования и др. Основными проблемами, препятствующими развитию частного сектора, являются отсутствие подходящих по санитарным требованиям помещений, трудности в прохождении процедуры лицензирования образовательной деятельности, а также достаточно высокий уровень платы родителей за присмотр и уход за детьми по сравнению с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями.


Существующая проблема по неравномерному размещению детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья в разных районах Волгограда (где наиболее проблемным является Советский район) будет решаться путем предоставления им мест в других районах города.


Увеличению количества дошкольных образовательных учреждений и групп детей дошкольного возраста сопутствует проблема кадрового дефицита, увеличения числа вакансий в муниципальной системе образования Волгограда. Вместе с тем, принимаемые меры по повышению уровня заработной платы педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях, а также меры по повышению эффективности расходования средств бюджета Волгограда позволят к окончанию 2017 года снизить число вакансий в дошкольных образовательных учреждениях среди педагогических работников и обслуживающего персонала.


Увеличение численности учащихся общеобразовательных школ (в 2013 году - 82 тыс. человек, в 2016 году - 88 тыс. человек) актуализирует проблему строительства новых зданий общеобразовательных школ. Тенденция увеличения школьников будет увеличиваться в прогнозируемом периоде, в результате чего острый дефицит дошкольных учреждений в ближайшем будущем может смениться нехваткой мест в общеобразовательных школах. Необходимо уже в ближайшее время строительство 12 новых зданий школ в микрорайонах активной жилой застройки во всех районах города. В настоящее время уже начата работа, направленная на разрешение этой проблемы. Резервируются земельные участки под строительство новых общеобразовательных учреждений, для них готовится проектно-сметная документация - все это для того, чтобы в прогнозируемый период иметь возможность привлекать бюджетные средства федерального и областного бюджетов на строительство на условиях софинансирования.