4.8. Управление муниципальным имущественным комплексом Волгограда.
Основной целью развития муниципального имущественного комплекса Волгограда является эффективное управление муниципальным имуществом путем оптимизации структуры муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом интересов Волгограда и обеспечения поступлений доходов от использования муниципального имущества в бюджет Волгограда.
Основной проблемой управления муниципальным имущественным комплексом Волгограда является рост количества муниципальных унитарных предприятий, имеющих отрицательный финансовый результат. В то же время в последние годы происходят позитивные изменения в структуре муниципальных унитарных предприятий, что сопровождается ростом их эффективности.
В среднесрочной перспективе продолжится планомерная реализация комплекса следующих мероприятий: полный и актуальный учет имущества в реестре муниципального имущества Волгограда, совершенствование нормативной правовой базы в сфере управления муниципальным имуществом; оптимизация структуры муниципальных унитарных предприятий Волгограда, повышение эффективности деятельности предприятий и пополнение бюджета Волгограда за счет части прибыли, полученной от их деятельности; повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений Волгограда в целях повышения качества предоставляемых ими услуг и снижения расходов бюджета Волгограда; совершенствование порядка управления объектами муниципальной недвижимости Волгограда в целях оптимизации их структуры и сокращения доли неиспользуемых объектов, обеспечение доходности от использования объектов муниципальной недвижимости в условиях постоянного уменьшения их количества; реализация единой государственной политики в сфере приватизации объектов муниципального имущества Волгограда и пополнение бюджета Волгограда за счет доходов от приватизации; реализация мероприятий по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда.
В муниципальной собственности Волгограда по состоянию на 01 апреля 2014 г. находится имущество общей балансовой стоимостью 85,1 млрд. рублей и остаточной стоимостью 50,2 млрд. рублей, в том числе:
имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления на праве оперативного управления, за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, общей балансовой стоимостью 25,8 млрд. рублей и остаточной стоимостью 10,7 млрд. рублей;
пакеты акций в уставных капиталах хозяйственных обществ номинальной стоимостью 24 млн. рублей;
имущество муниципальной имущественной казны общей балансовой стоимостью 59,2 млрд. рублей и остаточной стоимостью 39,5 млрд. рублей.
В первом полугодии 2014 г. в муниципальную собственность Волгограда принято недвижимого имущества из федеральной собственности - 9 объектов, от юридических и физических лиц - 41 объект, бесхозяйных - 82 объекта. До конца 2014 года из муниципальной собственности Волгограда планируется передать в федеральную собственность два объекта недвижимого имущества, в государственную собственность Волгоградской области - 66 объектов недвижимости и 25 объектов движимого имущества.
В целях оптимизации структуры муниципальных унитарных предприятий до конца 2014 года планируются следующие преобразования: МУП бытового обслуживания населения "Улыбка" - в хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля Волгограда составит 100%; МУП "Кадастр" - в муниципальное бюджетное учреждение. В результате общее количество муниципальных предприятий составит 46 единиц, из которых 33 предприятия - действующие; 13 предприятий - находящиеся в стадии ликвидации (на различных стадиях процедуры банкротства). По результатам финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий за I квартал 2014 г. получена чистая прибыль в сумме 10,3 млн. рублей. Основная сумма чистой прибыли получена муниципальными аптеками - 8,8 млн. рублей и МУП "Центральный рынок" - 0,5 млн. рублей. По итогам 2014 года сумма отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий в бюджет Волгограда планируется в размере 23,2 млн. рублей. Убытки по результатам деятельности за I квартал 2014 г. получены стратегически и социально значимыми для Волгограда муниципальными унитарными предприятиями: МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", МУП "Городской водоканал г. Волгограда", обеспечивающими тепло- и водоснабжение населения Волгограда, а также МУП "Метроэлектротранс", выполняющим транспортное обеспечение жителей Волгограда.
По состоянию на 01 июля 2014 г. общее количество муниципальных учреждений Волгограда составляет 550 единиц, из которых 430 учреждений образования, 46 учреждений культуры, 33 учреждения физической культуры и спорта, 10 учреждений жилищно-коммунального хозяйства, 31 учреждение прочих видов деятельности. До конца 2014 года планируется реорганизация муниципального образовательного учреждения открытой (сменной) общеобразовательной школы N 24 Красноармейского района г. Волгограда путем присоединения к муниципальному образовательному учреждению вечерней (сменной) общеобразовательной школе N 10 Кировского района г. Волгограда. Общее количество муниципальных учреждений составит к концу 2014 года 549 единиц, из которых 21 казенное учреждение и 528 бюджетных учреждений.
По состоянию на 01 июля 2014 г. Волгоград является участником пяти хозяйственных обществ, из которых все действующие: ОАО "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" ("ИВЦ ЖКХ и ТЭК") (100% акций Волгограда); ОАО "НВС-холдинг" (100% акций Волгограда); ОАО страховая фирма "Сервита-Волгоград" (33,31% акций Волгограда); ОАО "Волгоградгоргаз" (20,24% акций Волгограда); ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (10,53% акций Волгограда).
В планируемый период 2015 - 2017 годов будет осуществляться дальнейшая оптимизация структуры муниципальных унитарных предприятий с учетом их экономической и социальной значимости для интересов Волгограда. Предусмотрено сохранение муниципальных предприятий жилищно-коммунального и городского хозяйства, транспорта, муниципальных аптек. В рамках реорганизации муниципальной аптечной сети Волгограда в виде слияния и укрупнения действующих предприятий с сохранением реорганизуемых аптек в виде филиалов планируется присоединение МУП "Аптека N 268" и МУП "Аптека N 269" к более крупным, финансово стабильным аптечным предприятиям. Также в этот период планируется преобразование муниципальных казенных предприятий и муниципальных унитарных предприятий в муниципальные бюджетные учреждения (муниципальное казенное предприятие "Горпитомник", МУП "Берегоукрепление", МУП "Городские вести", МУП "Муниципальное телевидение Волгограда"). Также планируется провести реформирование путем преобразования в хозяйственные общества со 100% долей Волгограда в уставных капиталах ряда муниципальных унитарных предприятий, среди которых МУП "Автокоммунтранс", МУП бытового обслуживания "Прокат". В среднесрочной перспективе планируется завершить процедуры ликвидации 16 муниципальных унитарных предприятий, находящихся в настоящее время на различных стадиях процедуры банкротства. В результате проводимой оптимизации структуры муниципальных унитарных предприятий Волгограда их общее количество сократится и составит в 2015 году 36 единиц, в том числе действующих - 28 единиц; в 2016 году - 33 единицы, в том числе действующих - 25 единиц; в 2017 году - 21 единица, в том числе действующих - 20 единиц. Отчисления от прибыли муниципальных унитарных предприятий в бюджет Волгограда составят в 2015 году - 24,1 млн. рублей, в 2016 году - 25,3 млн. рублей, в 2017 году - 25,3 млн. рублей.
В среднесрочной перспективе общее количество муниципальных учреждений Волгограда составит 549 учреждений, из которых 21 казенное учреждение и 528 бюджетных учреждений. Созданная в рамках Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" путем изменения типа существующих муниципальных учреждений Волгограда сеть муниципальных казенных и бюджетных учреждений в планируемом периоде обеспечит предоставление качественных и доступных муниципальных услуг населению Волгограда, а также снижение расходов бюджета Волгограда на содержание муниципальных учреждений. Доходы в бюджет Волгограда от сдачи в аренду движимого имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных казенных учреждений Волгограда, в 2015 - 2017 годах составят ежегодно порядка 80 тыс. рублей.
В среднесрочной перспективе будет осуществляться дальнейшая оптимизация в отношении пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности Волгограда. Планируется сохранить в муниципальной собственности Волгограда пакеты акций трех действующих в настоящее время хозяйственных обществ: ОАО "Волгоградгоргаз", ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК", ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград". С учетом планируемых мероприятий общее количество хозяйственных обществ с участием Волгограда составит в 2015 году пять единиц (все действующие); в 2016 году - шесть единиц (все действующие), в 2017 году - семь единиц (шесть действующих). Поступления в бюджет Волгограда неналоговых доходов в виде дивидендов составят в 2015 году 1,3 млн. рублей, в 2016 году - 1,35 млн. рублей, в 2017 году - 1,4 млн. рублей (прогнозируемые поступления определены с учетом тенденции к значительному снижению объемов работ ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК").