2.2.1. Реализация интенсивного варианта градостроительной стратегии, максимально эффективное использование территории Волгограда - реконструкция, модернизация и благоустройство территорий функциональных зон Волгограда - жилых районов, общественных центров, производственных и рекреационных территорий.
2.2.2. Выход к р. Волге - активная реорганизация береговой зоны.
2.2.3. Реализация целенаправленной градостроительной политики по преобразованию производственных территорий и раскрытию города на главную природно-планировочную ось - р. Волгу:
замещение ряда производственных территорий на общественно-деловые, жилые и рекреационные зоны (организация общественно-деловой зоны вдоль пр-кта им. В.И. Ленина на части промышленных территорий: бывшего Волгоградского тракторного завода, АО "ФНПЦ "Титан-Баррикады", ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь", бывшей Ельшанской промзоны и др.);
уменьшение вредного воздействия промышленных зон на окружающую среду, сокращение размеров санитарно-защитных зон, вывод из береговой зоны наиболее вредных цехов и производств;
комплексное благоустройство и озеленение, развитие транспортной и инженерной инфраструктур береговой зоны - продолжение формирования набережной р. Волги с организацией пешеходных и парковых зон, строительство нулевой продольной магистрали, строительство комплекса общественно-деловых и жилых зданий в районе Мамаева кургана и др.
2.2.4. Активное развитие "поперечных" планировочных элементов многофункциональной коммуникационно-планировочной оси (железнодорожных и автомобильных дорог, агломерационной оси расселения, зоны развития деловых, обслуживающих, туристско-рекреационных и природоохранных функций). Завершение строительства моста через р. Волгу - новой транспортно-планировочной оси повысит региональное и федеральное значение этой зоны.
2.2.5. Развитие системы центров и общественно-деловых зон в районе новой магистрали и на въезде в город с северо-западного (московского) направления.
2.2.6. Развитие западного (на г. Ростов-на-Дону) направления - системы центров по ул. Череповецкой, ул. Гродненской и на тер. Рабочий поселок Горьковский.
2.2.7. Направленное линейно-секторное развитие Волгограда.
2.2.8. Строительство автомобильного обхода Волгограда - нового важного планировочного элемента, активно влияющего на развитие поперечных транспортно-планировочных осей Волгограда. Исторически сложившуюся линейную структуру города дополняют планировочные районы, разделенные зелеными разрывами (зелеными клиньями), которые образуют линейно-секторную структуру Волгограда. На пересечениях радиальных (поперечных) направлений и автомобильного обхода Волгограда сформируются зоны экономической активности и многофункциональные центры обслуживания.
2.2.9. Сохранение и развитие ансамблевой композиционной структуры городского центра, системы общественных зон и комплексов - развитие в современной градостроительной практике уникальных архитектурно-планировочных особенностей городской среды Волгограда.
2.2.10. Сбалансированность реконструктивных мероприятий и освоения новых территорий. Центральный сектор Волгограда - Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский районы - по сочетанию экологических, транспортных и планировочных факторов наиболее перспективен для активных реконструктивных преобразований и наиболее активного территориального развития.
Новое жилищное строительство и реконструкция жилого фонда предусматриваются во всех районах Волгограда. Реконструкция должна носить характер, индивидуальный для каждой части города, должна быть основана на сочетании охраны природного и культурного наследия, учете исторической и архитектурно-планировочной специфики районов Волгограда.