Действующий

О долгосрочной муниципальной целевой программе "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2011 - 2013 годы (с изменениями на 11 июня 2014 года)



Характеристика выявленных проблем

Формулировка проблемы

Описание и причины возникновения

Обоснование необходимости решения

Взаимосвязь с приоритетами социально-экономического развития Волгограда, Волгоградской области, Российской Федерации

1

2

3

4

Динамика развития предпринимательства Волгограда явно недостаточна для мегаполиса

Информация изложена в разделе 1 Программы

Решение проблемы приведет к созданию новых рабочих мест и улучшит ситуацию с занятостью в Волгограде

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов

Крайний перекос развития предпринимательства в сторону торговли и явный недостаток других видов деятельности

Наибольшее количество ИП Волгограда занято в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и т.д. - 56,1%, в сфере транспорта и связи - 10,3%, в строительстве - 2,7%, в обрабатывающих производствах - 5,6%. Причина - в сложности организации бизнеса в отраслях материального производства

Сфера торговли не обладает мультиплицирующим эффектом для развития других отраслей. Развитие материальных сфер деятельности сопровождается ростом потребности в продукции и услугах смежных отраслей

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов

Отсутствие стабильной и значимой подпитки числа предпринимателей из среды молодежи и людей, потерявших работу

Статистические данные указывают на сокращение численности вновь регистрируемых предпринимателей. Одной из основных причин является отсутствие соответствующего обучения и недостаточность информационного сопровождения сферы

Отсутствие принятых мер в данном направлении приведет к излишней напряженности на рынке труда Волгограда

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально- экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов

Нехватка собственных финансовых средств для организации и развития собственного дела, недоступность кредитных ресурсов (особенно микрокредитов)

Ежеквартальный мониторинг кризисных явлений в 2009 - 2010 годах указал на отсутствие микрокредитования в Российской Федерации (до 300 тыс. рублей) и невозможность получения банковского кредита для развития бизнеса без гарантий высокой степени надежности начинающему предпринимателю. Основной причиной является несовместимость сложившихся менталитетов: банковского (излишне бюрократизированного) и предпринимательского (излишне рискового)

Данная проблема сильно сдерживает развитие малого бизнеса. К решению необходимо подключение кредитных структур небанковского сектора (опыт взаимного кредитования Канады)

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов

Отсутствие в Волгограде структур практической поддержки начинающих предпринимателей и предпринимателей, ориентированных на производство и инновации

В Волгограде нет бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков и т.п., то есть тех структур, необходимость которых доказана и российским, и мировым опытом. Причина - данная проблема не рассматривалась как приоритетная

Нарушена связь между крупным, средним и малым бизнесом. Техническая оснащенность и нацеленность малого бизнеса все больше отстает от потребностей времени

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, одобренный постановлением Администрации Волгоградской области от 25 октября 2010 г. N 525-п "О прогнозе социально-экономического развития Волгоградской области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов"; прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов


Немаловажная роль в решении некоторых указанных проблем принадлежит уже сложившейся в Волгограде достаточно эффективной системе мер налоговой и имущественной поддержки субъектов МСП.


Основными мероприятиями этой системы являются (с указанием объемов выпадающих доходов бюджета Волгограда в год (тыс. руб.):


установление коэффициента, учитывающего особенности места ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта (Ктнп) при расчете корректирующего коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход, - 600;


уменьшение на 40% корректирующего коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход по отдельным видам предпринимательской деятельности, а именно в отношении распространения и размещения рекламы - 9000;


изменение зонирования территории Волгограда в целях исчисления единого налога на вмененный доход (в основном в отношении территории рынков Волгограда) - 21000;


снижение более чем в 2 раза (с 1,5% до 0,7%) налоговой ставки по земельному налогу для земельных участков, занятых автостоянками и парковками, - 200;


установление значения коэффициента, учитывающего иные особенности ведения предпринимательской деятельности (Кио) (0,75 вместо 1,0), при использовании труда наемных рабочих - 2000;


установление льготы по арендной плате за земельные участки в части, зачисляемой в бюджет Волгограда, для юридических и физических лиц (по их обращениям), арендующих земельные участки для эксплуатации павильонов (за исключением павильонов, в которых расположены игровые автоматы), автостоянок, в части, превышающей полуторакратное увеличение арендной платы относительно размера арендной платы на 2007 год, - 40000;


установление значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов (Кдп), за земельные участки киосков, ларьков, а также объектов нестационарной торговой сети, передвижных средств развозной и разносной торговли, предоставленные для размещения билетных касс, киосков городской справочной службы, периодической печати, реализующих хлебобулочные изделия, цветы и мороженое (снижение с Кдп = 16,0 до Кдп = 2), предоставленные для размещения киосков общественного питания, бытового обслуживания, иных (снижение с Кдп = 16,0 до Кдп = 6), - 13500.


Итого по всем мероприятиям - 86300 тыс. рублей в год.


Указанные высвобождающиеся из-под налогообложения и уплаты других обязательных платежей финансовые средства субъекты МСП направляют на расширение своей хозяйственной деятельности, создание новых рабочих мест, создание и развитие новых видов своей продукции и услуг, что значительно стабилизирует ситуацию на рынке труда и предоставляемых услуг в областном центре. Приведенные мероприятия действуют на территории Волгограда в постоянном режиме, их идеология сохранится и на время действия Программы.


Однако решение основного массива изложенных проблем невозможно без применения программно-целевого метода (далее - ПЦМ), что показывает нижеизложенное сопоставление различных вариантов разрешения сложившейся ситуации.