Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов (с изменениями на 14 февраля 2014 года)


5.6. Обеспечение потребности в образовании.


Основными направлениями развития системы образования на среднесрочный период являются обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования; повышение качества общего, дошкольного и дополнительного образования; повышение эффективности кадрового обеспечения образования; информатизация образовательного пространства; создание безопасного образовательного пространства; повышение эффективности управления образованием.


В среднесрочной перспективе продолжится работа по оптимизации и реорганизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений (МОУ): присоединение малочисленных МОУ к более крупным и передача учреждений дополнительного образования (детско-юношеских школ), осуществляющих подготовку олимпийского резерва, в ведение комитета по физической культуре и спорту администрации Волгограда.


С 01 сентября 2012 г. более 18000 обучающихся 1 - 2-х классов обучаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Более 1000 обучающихся 5-х классов МОУ - по новым ФГОС основного общего образования в пилотном режиме. К 2015 году более 35000 обучающихся МОУ на ступени начального общего образования и более 14000 обучающихся на ступени основного общего образования будут осваивать основные образовательные программы по новым ФГОС. Для наиболее полного удовлетворения образовательных запросов обучающихся было организовано сетевое взаимодействие. В условиях сети получают образование свыше 13000 обучающихся 8 - 11-х классов из 148 МОУ (в 2011/2012 учебном году - 6000 человек). Во всех районах Волгограда открыты и активно работают 24 ресурсных центра, 13 базовых и 8 опорных школ, оснащенных инновационным учебным оборудованием. На базе указанных учреждений обучающиеся 8 - 11-х классов МОУ изучают общеобразовательные дисциплины и элективные курсы в условиях сетевого взаимодействия МОУ.


В 2014 - 2016 годах развитие сети для детей дошкольного возраста будет осуществляться за счет строительства новых зданий дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в микрорайонах активной жилой застройки. В микрорайонах плотной жилой застройки усилится тенденция к открытию групп для детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ, а также будут использованы возможности точечной застройки на земельных участках после сноса аварийных зданий ДОУ. Мероприятия по увеличению количества мест будут осуществляться в рамках проекта муниципальной программы "Развитие дошкольного образования в Волгограде". Данные мероприятия направлены на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (далее - Указ N 599), которым предусмотрена ликвидация к 2016 году очереди среди детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.


В 2013 году охват детей дошкольного возраста 3 - 7 лет услугами дошкольного образования, присмотра и ухода в целом по Волгограду составлял 86%. Укомплектованность действующих ДОУ в среднем в 2014 году составит 110 воспитанников на 100 мест, что связано с временным созданием дополнительных мест в функционирующих группах для снятия социального напряжения. К концу планового периода в связи с вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства переукомплектованность снизится до 108 - 106 воспитанников на 100 мест.


По-прежнему сохранится неравномерное распределение спроса и предложения мест в ДОУ. Наиболее остро неудовлетворенная потребность проявится в микрорайонах интенсивной жилой застройки в Дзержинском, Советском, Краснооктябрьском районах (в микрорайонах "Семь ветров", "Янтарный город", "Тулака", границах пр-кта Университетского, ул. им. Хользунова, ул. Библиотечной), где очередь превышает возможности ежегодного предложения действующей сети ДОУ в 5 - 6 раз, поэтому дети направляются в ДОУ в другие микрорайоны, что порождает проблему транспортной доступности. Проблемными в плане увеличения сети останутся Центральный и Ворошиловский районы из-за отсутствия свободных земельных участков для строительства новых зданий ДОУ.


Во исполнение Указа N 599 местами в ДОУ в прогнозный период будет обеспечиваться преимущественно целевая группа детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет (охват в данной группе возрастет к 2016 году до 96%). К 2016 году дефицит мест для детей данной целевой группы с учетом планируемых мер по увеличению сети ДОУ будет устранен полностью, места детям дошкольного возраста 3 - 7 лет будут предоставляться в течение месяца после подачи заявления о постановке на учет в автоматизированной системе "Реестр очередности будущих воспитанников ДОУ Волгограда". Для детей раннего возраста 1,5 - 3 лет будут развиваться вариативные формы развития, присмотра и ухода в ДОУ (группы кратковременного пребывания, консультационные пункты сопровождения семейного воспитания, центры игровой поддержки, адаптационные группы, консультационно-диагностические центры поддержки семейного воспитания). Планируется к концу планового периода охватить вариативными формами до 1500 детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет.


Одновременно с муниципальной системой дошкольного образования с учетом потребности населения в услугах присмотра и ухода за детьми раннего возраста будет развиваться негосударственный сектор (негосударственные образовательные организации, индивидуальное предпринимательство) преимущественно за счет индивидуального предпринимательства, оказывающего услуги дошкольного образования и (или) присмотра и ухода. В плановый период численность детей, охваченных услугами негосударственного сектора, увеличится до 2% (в 2013 году - 1,5%) благодаря целевым мерам поддержки в виде субсидии на реализацию образовательных программ дошкольного образования и др. Основными проблемами, препятствующими развитию негосударственного сектора, являются отсутствие подходящих по санитарным требованиям помещений, трудности в прохождении процедуры лицензирования образовательной деятельности, а также достаточно высокий уровень платы родителей.


В рамках реализации проекта муниципальной программы "Развитие дошкольного образования в Волгограде" на 2014 год планируется выполнение следующих мероприятий:


ввод в эксплуатацию 7 зданий детских садов (ДОУ в квартале 07_05_045 между домами N 92а и N 92б по ул. им. Кирова в Кировском районе на 120 мест; ДОУ по ул. Шекснинской в Дзержинском районе на 240 мест; ДОУ в квартале 06_09_065 по ул. им. Ивановского в Советском районе на 135 мест; ДОУ в квартале 08_06_010 в Красноармейском районе на 260 мест; ДОУ в квартале 03_03_030 в микрорайоне 131 в Дзержинском районе на 230 мест; ДОУ по ул. Восточно-Казахстанской в Дзержинском районе на 185 мест; ДОУ в микрорайоне 205 в Ворошиловском районе на 245 мест),


проектирование 6 новых зданий детских садов, что позволит начать их строительство в 2015 году.


В рамках реализации мероприятий по выполнению капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений для дополнительного открытия дошкольных групп в 2014 году планируется выполнить капитальный ремонт в 8 учреждениях. Это позволит открыть дополнительно 415 дошкольных мест.


В 2015 году планируется строительство и ввод в эксплуатацию 18 новых зданий детских садов на 3430 мест, в 2016 году - 3 новых зданий детских садов на 600 мест.


В целях недопущения повторения ситуации в ближайшем будущем с нехваткой мест в общеобразовательных учреждениях органы местного самоуправления Волгограда намерены создать рабочую группу для выработки определенных действий и принятия управленческих решений в данном направлении. Учитывая новый федеральный принцип закрепления детей за школами по месту прописки, необходимо рассмотреть наиболее проблемные с точки зрения наполняемости учреждения и те учреждения, где присутствует недобор учащихся. Необходимо профессионально оценить общую ситуацию с доступностью общеобразовательных учреждений и выработать шаги, которые помогут заранее избежать возможных трудностей в будущем. Также уже в ближайшие годы необходимо готовить земельные участки под строительство новых общеобразовательных учреждений, разрабатывать для них проектно-сметную документацию для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность привлекать бюджетные средства федерального и областного бюджетов на строительство на условиях софинансирования.