Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов


5.2. Доходы и расходы населения.


В 2012 - 2014 годах прогнозируются умеренные темпы роста доходов населения, которые в этот период ежегодно будут увеличиваться на 13,3 - 14,7%. Рост реальных располагаемых денежных доходов ускорится начиная с 2012 года на фоне снижения уровня инфляции, индексации оплаты труда бюджетников и вследствие проведения реформы довольствия военнослужащих. В 2012 - 2014 годах реальные располагаемые доходы населения будут ежегодно расти на 4 - 5%.


Основным доходным источником населения является оплата труда наемных работников. По прогнозу ее доля в 2012 - 2014 годах составит 25 - 27% в общей сумме денежных доходов. Рост заработной платы будет сдерживать значительное повышение размера страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 году. В результате в 2011 году рост реальной заработной платы замедлится до 3,3% против 4,6% в 2010 году. В 2012 - 2013 годах динамика реальной заработной платы во внебюджетном секторе будет приблизительно соответствовать росту производительности труда, а в 2014 году может расти опережающими темпами по мере быстрого снижения уровня безработицы. Рост заработной платы бюджетников значительно ускорится в 2012 году путем проведения индексации фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений с 1 июня 2011 г. на 6,5%. Кроме того, исходя из финансовых возможностей государства, рассматривается возможность проведения дополнительной индексации осенью текущего года. В 2012 - 2014 годах фонд оплаты труда бюджетников будет индексироваться на уровень инфляции. Рост заработной платы бюджетников будет компенсировать замедление роста заработной платы в корпоративном секторе в этот период в результате снижения доходов от экспорта. Фонд оплаты труда федеральных государственных служащих к 2013 году сократится на 10% с учетом возврата 50% экономии от сокращения численности на 20%.


Рост социальных трансфертов населению Волгограда, где основной статьей являются пенсии и пособия, в 2012 - 2014 годах ежегодно составит 8 - 9% к уровню прошлого года. В прогнозный период будут реализовываться меры по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии. В целом за 2012 - 2014 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,42 раза к уровню 2010 года. При этом прожиточный минимум пенсионера за этот период возрастет в 1,47 раза. Опережающий рост прожиточного минимума пенсионера связан с планируемым введением с 2013 года новой потребительской корзины, что приведет к значительному увеличению прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения. В 2011 году изменился порядок индексации социальных пенсий. Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.


Основные меры по снижению уровня бедности населения в среднесрочной перспективе будут направлены государством на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и усилению мер социальной поддержки семей с детьми.


Расходы и сбережения населения Волгограда в 2012 - 2014 годах будут расти ежегодно на 12,6 - 14,6%. Предполагается, что платные услуги населению будут расти опережающими товарооборот темпами. Это связано как с их более значительным "провалом" в период кризиса, так и с постепенным смещением структуры потребления в сторону услуг. За 2011 - 2014 годы розничный товарооборот вырастет в действующих ценах на 37,4%, платные услуги населению - на 45,0%. Восстановление и дальнейший рост доступности банковского кредита будет оказывать поддержку потребительскому спросу, а также способствовать дальнейшему снижению склонности населения к сбережению.


В среднесрочной перспективе сохранится тенденция к росту величины прожиточного минимума. С 2013 года расчет величины прожиточного минимума будет рассчитываться с учетом предстоящего перехода на нормативно-статистический метод расчета, в соответствии с которым продукты питания включены в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги - по их доле в общих потребительских расходах. По оценке, использование новой методики расчета приведет к увеличению величины прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения в среднем на 4%, что в свою очередь может отразиться на изменении тренда численности малоимущего населения. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2014 году прогнозируется на уровне 8378 рублей с ростом к 2010 году на 47,3%.