Действующий

Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов


5.5. Развитие системы здравоохранения.


Основными направлениями политики развития Волгограда в сфере здравоохранения в среднесрочной перспективе являются повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению, обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, создание системы мотивации населения к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья женщин и детей.


С вступлением в силу Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 1 января 2012 г. полномочия по организации оказания медицинских услуг на территории муниципалитетов передаются субъектам Российской Федерации. В этой связи 2012 год для отрасли здравоохранения будет переходным, бюджет Волгограда получит субсидии из областного бюджета на содержание системы здравоохранения Волгограда.


В среднесрочной перспективе продолжится процесс реорганизации сети медицинских учреждений, направленный на эффективность системы здравоохранения. Так, в 2011 году реорганизовано муниципальное учреждение здравоохранения (МУЗ) "Женская консультация N 4" в форме присоединения к МУЗ "Родильный дом N 4", до конца 2011 года планируется закончить процесс реорганизации МУЗ "Родильный дом N 1" и МУЗ "Женская консультация N 1" в форме присоединения к МУЗ "Родильный дом N 1". В дальнейшем планируется продолжить процесс объединения отдельных женских консультаций с родильными домами.


Несмотря на модернизацию системы здравоохранения, в Волгограде наблюдается сложная медико-демографическая ситуация; смертность населения Волгограда по-прежнему остается на высоком уровне. В предстоящие три года прогнозируется сокращение уровня младенческой и детской смертности. Снижение данных показателей в динамике связано с внедрением программы модернизации системы здравоохранения в 2011 - 2012 годах в муниципальных учреждениях здравоохранения. Снижение материнской смертности возможно за счет использования высокотехнологичного оборудования и обучения медицинского персонала в рамках реализации программы модернизации системы здравоохранения, внедрения протоколов ведения родов при различных осложнениях, оказания помощи беременным, роженицам и родильницам с высокой степенью риска. Снижение смертности в трудоспособном возрасте планируется достигнуть за счет реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения на территории Волгоградской области, внедрения порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях по кардиологической и онкологической патологиям, проведения ежегодной диспансеризации населения.


Администрация Волгограда продолжит принимать меры по решению проблемы укомплектованности медицинскими кадрами муниципальных учреждений здравоохранения. По состоянию на 1 января 2011 г. общая численность основных медицинских работников составила 14876 человек (укомплектованность медицинскими кадрами в целом по Волгограду составила 62,1%). Ежегодно разрабатываются мероприятия по подготовке кадров, в рамках которых проходят подготовку и переподготовку около тысячи специалистов с высшим медицинским образованием (из них 118 специалистов - на коммерческой основе). С целью привлечения в отрасль специалистов предоставляются места детям сотрудников в детских дошкольных учреждениях Волгограда и служебное жилье (общежития) семьям молодых специалистов. Администрация Волгограда ежегодно принимает участие в ярмарках вакансий работников здравоохранения и фармации, проводит встречи с врачами-интернами с приглашением главных врачей муниципальных учреждений здравоохранения Волгограда.


Основной задачей в сфере здравоохранения является развитие скорой медицинской помощи и муниципальной аптечной сети. МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" объединяет 8 районных подстанций, оперативный отдел "03" и отдел госпитализации. На шести подстанциях скорой медицинской помощи в ближайшие годы необходимо проведение капитального и текущего ремонта (стоимость финансовых затрат на данные мероприятия составляет около 65,0 млн. рублей на 2012 - 2014 годы). Особого внимания требует проблема обеспечения МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" качественной продублированной связью: необходимо дальнейшее внедрение навигационных систем автотранспорта. Совершенствование работы по преемственности службы скорой медицинской помощи и поликлиник поможет облегчить переходный этап передачи функций оказания неотложной помощи поликлиникам, для чего требуется закупка нового медицинского оборудования (стоимость финансовых затрат для приобретения медицинского оборудования составляет 25,4 млн. рублей на 2012 - 2014 годы).


Реорганизацию муниципальных унитарных аптечных предприятий путем присоединения низкорентабельных предприятий к высокорентабельным предприятиям, позволившую сохранить сеть муниципальных аптечных предприятия для жителей Волгограда и расширить ассортимент лекарственных препаратов, планируется завершить в 2013 году. В 2012 - 2013 годах планируется провести реорганизацию трех аптечных предприятий.


В настоящее время в рамках реализации национального проекта "Здоровье" проходят мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Волгограда. С этой целью создаются травматические центры первого уровня на базе МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 25" и МУЗ "Клиническая больница скорой медицинской помощи N 7". Кроме того, планируется закупка пяти единиц санитарного транспорта класса "С" для станции скорой медицинской помощи в рамках этого же проекта.


В среднесрочной перспективе продолжится внедрение современных информационных систем в здравоохранении для перехода на заполнение листков временной нетрудоспособности, посыльных листов в бюро медико-социальной экспертизы, ведение медицинских карт пациентов в электронном виде, запись пациентов на прием к врачу через сеть Интернет.


В среднесрочный период на территории Волгограда предполагается действие следующих целевых программ:


ведомственной целевой программы "Здоровое поколение Волгограда" на 2011 - 2013 годы, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Волгограда от 25 августа 2010 г. N 765 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Здоровое поколение Волгограда" на 2011 - 2013 годы", направленной на улучшение демографической ситуации, материально-технической базы учреждений службы родовспоможения и детства, улучшение качества оказания экстренной помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям с применением новых технологий. Мероприятия данной ведомственной целевой программы направлены в первую очередь на оснащение анестезиолого-реанимационной службы родовспоможения и детства. В результате реализации Программы к 2013 году обеспеченность медицинским оборудованием должна составить 39%, материнская смертность снизиться до 16 человек на 100 тыс. родившимися живыми, младенческая смертность - до 8 на 1 тыс. родившихся живыми;


ведомственной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2011 - 2013 годы, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Волгограда от 25 августа 2010 г. N 764 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2011 - 2013 годы", направленной на предупреждение возникновения и распространения социально значимых инфекционных заболеваний среди жителей Волгограда, обеспечение профилактики, ранней диагностики наиболее социально значимых заболеваний, обеспечение карантинизации компонентов донорской крови, предупреждение возникновения и распространения внутрибольничных инфекций в муниципальных учреждениях здравоохранения Волгограда. В рамках реализации Программы в течение 2011 - 2013 годов планируется дальнейшее проведение бактериологического исследования диагностического материала больных группы риска, приобретение расходного материала, закупка медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунизации населения с целью предупреждения возникновения и распространения случаев социально значимых (туберкулез, ВИЧ, гепатит) и других опасных инфекционных заболеваний (бешенство, столбняк, ботулизм), приобретение необходимого медицинского оборудования для отделений переливания крови многопрофильных стационаров. В результате реализации Программы к 2013 году ожидается снижение заболеваемости туберкулезом до 67,9 на 100 тыс. человек населения, смертности от туберкулеза - до 9,8 на 100 тыс. человек населения, процент выявляемости туберкулеза возрастет до 8 на 100 тыс. человек населения. Также ожидается, что обеспеченность отделений переливания крови медицинским оборудованием достигнет 60%, доля обеспеченности муниципальных учреждений здравоохранения медицинскими иммунно-биологическими препаратами - 100%;


ведомственной целевой программы "Бесплатное лекарственное обеспечение жителей Волгограда" на 2011 - 2013 годы, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Волгограда от 12 августа 2011 г. N 648 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Бесплатное лекарственное обеспечение жителей Волгограда" на 2011 - 2013 годы", направленной на оказание дополнительной лекарственной помощи жителям Волгограда, снижение заболеваемости населения тяжелыми хроническими заболеваниями, повышение эффективности лечения, профилактику сезонной заболеваемости и лечение сезонных заболеваний у детей до трех и до шести лет из многодетных семей. В результате реализации Программы число жителей, обеспеченных бесплатной лекарственной помощью, в 2013 году вырастет до 73 тыс. человек против 34 тыс. человек в 2011 году; доля охвата профилактикой и лечением сезонных заболеваний детей первых трех лет жизни и детей до шести лет из многодетных семей - до 55% против 20% в 2011 году. Ожидается увеличение продолжительности жизни людей, страдающих сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми заболеваниями, ревматоидным артритом;


ведомственной целевой программы "Приобретение дорогостоящего оборудования для муниципальных учреждений Волгограда" на 2011 - 2013 годы, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Волгограда от 26 августа 2010 г. N 770 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Приобретение дорогостоящего медицинского оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения Волгограда" на 2011 - 2013 годы", направленной в первую очередь на оснащение оборудованием отделений анестезиологии и реанимации учреждений здравоохранения (на сегодняшний день процент оснащенности анестезиолого-реанимационных отделений стационаров Волгограда оборудованием составляет не более 70%, а имеющееся оборудование (наркозно-дыхательная аппаратура, следящая аппаратура и др.) имеет изношенность до 65%). В рамках Программы планируется приобретение рентгенодиагностического оборудования, в т.ч. ультразвукового оборудования, а также оборудования для лабораторных исследований и стерилизации медицинского оборудования. Приобретение оборудования в рамках данной ведомственной целевой программы позволит увеличить уровень оснащенности учреждений оборудованием до 85%, уровень укомплектованности - до 80%.