Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (далее - Стратегия) является основополагающим документом в сфере воспитания детей и молодежи, рассчитанным на 2018 - 2025 годы. Принятие данного документа и его исполнение обеспечит развитие институтов воспитания, формирование общественно-государственной системы воспитания детей, создание условий для реализации государственной политики в сфере воспитания и социализации детей, учитывающих их интересы, актуальные потребности современного общества и социокультурные особенности Свердловской области.
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Стратегия является нормативным документом, в котором дана характеристика исходного состояния воспитательной работы в системе образования Свердловской области, обозначены региональные социокультурные особенности, определены основные тенденции, цели, задачи и направления развития воспитания в Свердловской области.
Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания на основе межведомственного взаимодействия.
Содержание Стратегии разработано в контексте следующего категориально-понятийного аппарата:
1) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 529-ПП, от 27.06.2024 N 410-ПП)
2) процесс воспитания - совокупность действий различных социальных институтов по формированию и развитию личности;
3) региональная система воспитания - совокупность социальных институтов, ставящих и решающих задачи социализации и развития личности в региональном культурно-образовательном пространстве;
4) межведомственное взаимодействие - взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; структурами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги; некоммерческими организациями через координацию, информационную, документационную, организационно-содержательную, экспертную взаимосогласованную деятельность по вопросам воспитания детей и молодежи Свердловской области;
5) социокультурные особенности - совокупность культурно-исторических и демографических особенностей Свердловской области, сложившихся в процессе социально-экономической деятельности и его историко-культурного развития;
6) региональная культура - особая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей, продуцирующая тип личности, которая выступает интегрирующим началом жизни конкретной территории;
7) региональная идентичность - осознание человеком себя как части регионального сообщества, самоощущение принадлежности к определенной территориальной целостности, являющееся важным условием развития социокультурного потенциала Свердловской области.
Государственными приоритетами в сфере воспитания являются: