Социокультурная ситуация в Свердловской области представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность по воспитанию детей.
Одной из особенностей Свердловской области является ее многонациональность и многоконфессиональность, что определяет характер толерантности, готовность и способность жить в мире и согласии.
Сложность демографических процессов обусловливает негативный фон социального самочувствия, что чревато социально-экономическими проблемами (запустение сельских территорий, рост мигрантов из других субъектов Российской Федерации и стран, рост социальной напряженности). Для закрепления на малой родине молодых людей необходимы целенаправленные усилия не только социально-экономического характера (по изменению социокультурной инфраструктуры, повышению качества образования через развитие разноплановой сети культурно-образовательных услуг для всех возрастов, в том числе и через обеспечение возможности получения профессионального образования непосредственно в месте проживания), но и усилия по формированию и развитию регионального патриотизма - осознанию значимости для личности места жизни, малой родины.
Средний Урал представляет специфическую целостность - региональную культуру, в которой за многие годы сформировались собственная система ценностей, определившая тип личности и региональную идентичность.
Однако в начале XXI века существенно изменились как ценностные ориентации общества и личности, так и понимание значимости региональной истории и культуры как условий их формирования и развития. Трансформация ценностей, смена картины мира, доминирование массовой культуры в ситуации социальной и экономической нестабильности оказали существенное влияние на развитие детей и молодежи.
Как отмечают авторы социологического исследования, проведенного в 2016 году под руководством профессора Е.В. Прямиковой в целях выяснения уровня социальной напряженности в образовательных средах в Свердловской области и иных факторов экстремистской направленности, для обучающихся Свердловской области характерны общие тенденции, свойственные этой возрастной группе в целом. На первом плане - приоритеты приватной, частной жизни: семья, здоровье и дружба выбираются в качестве самых значимых позиций большинством школьников (от 50 до 80% респондентов).
Полученные данные позволяют выстроить иерархию ценностных ориентаций учеников и разделить всю совокупность ответов школьников на четыре условные группы:
1) доминирующие ценности - их выбрали от 50 до 78% школьников - это, как уже отмечалось, ценности частного, приватного характера;
2) существенные ценности - за них проголосовали от 30 до 50% респондентов - любовь, образование, работа и самореализация. Представляется, что их можно в целом охарактеризовать как ценности-двойники: они могут выступать как терминальные ценности, ценности-цели, и в то же время как инструментальные ценности, как ценности-средства, способы достижения поставленных жизненных целей;
3) периферийные - они отмечены от 15 до 30% школьников - профессионализм, дети, свобода, деньги, карьера. Эти ценности представляются периферийными не только с точки зрения их удаленности от вершины иерархии, но и с точки зрения отложенности их осуществления, - это своего рода футуро-ценности, ценности-ожидания;
4) рецессивные - их указали от 5 до 13% информантов - слава, власть, удовольствие. Это ценности престижного, гедонистического характера.
Изменения в ценностных ориентациях с общественно значимых на приватные свидетельствуют и о том, что в плане личностного развития приоритеты находятся в сфере индивидуального, а не социального развития.
Нельзя сказать, что эти изменения произошли на протяжении одного - двух десятилетий. Напротив, социологи и в 1970-е годы фиксировали в качестве терминальных ценностей, ценностей-целей хорошую работу и семейное счастье. Но мотивация поиска хорошей работы в большей степени соотносилась с принесением пользы людям и их уважением, а личное материальное благополучие как ценность в иерархии ценностей занимало не самое высокое место. Конечно, активистски альтруистический тип личности на протяжении последней трети XX века не был доминирующим, но как ориентир воспитания продолжал сохраняться достаточно долго. Для уральского сознания это определялось как ощущение ответственности за судьбу страны, готовность встать на ее защиту, что мотивировано историей советского Урала и рассматривалось как своеобразный культурный код.
В настоящее время не стоит задача полностью изменить векторы ценностных ориентаций, но есть потребность в сопоставлении прагматических и альтруистических устремлений с акцентом на значимость последних для сохранения человеческого в человеке. Соответственно, в направлениях воспитательной работы с детьми и молодежью необходимо подчеркивать разнонаправленность деятельности в социальной реальности как условие свободного личностного выбора.