Действующий

Об утверждении Стратегии развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2016 - 2021 годы с перспективой до 2030 года (с изменениями на 27 февраля 2020 года)



Приложение N 2
к Стратегии развития
транспортного комплекса
Республики Татарстан
на 2016 - 2021 годы
с перспективой до 2030 года



SWOT АНАЛИЗ В РАЗРЕЗЕ ОТРАСЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Железнодорожный транспорт

S ДОСТОИНСТВА. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Выгодное транспортно-географическое положение в европейской части России;

Развитие железнодорожной инфраструктуры за счет инвестиционных программ ОАО "РЖД";

Наличие обособленной инфраструктуры, что влияет на своевременное предоставление услуг;

Разгрузка автодорог от крупнотоннажных грузовиков

W НЕДОСТАТКИ. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Недостаточное финансирование проектов развития транспортной инфраструктуры;

Затруднения доставки услуг "от двери до двери";

Низкая рентабельность пригородных пассажирских перевозок

O ВОЗМОЖНОСТИ

Повышение качества транспортного обслуживания населения на пригородных железнодорожных маршрутах;

Доступность инфраструктуры железнодорожного сообщения;

Усиление агломерационных связей;

Развитие пригородной маршрутной сети с учетом потребности населения;

Повышение мер безопасности пригородных перевозок;

Увеличение спроса на услуги железнодорожного транспорта

T УГРОЗЫ

Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики;

Падение спроса на железнодорожные перевозки;

Недофинансирование из бюджета Республики Татарстан на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан;

Удорожание арендных ставок на инфраструктуру и подвижной состав; Наличие конкуренции автомобильных перевозок;

Нехватка квалифицированных сотрудников, работающих в транспортной отрасли

Автомобильный транспорт

S ДОСТОИНСТВА. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Обновление парка подвижного состава

W НЕДОСТАТКИ. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. В части касающейся приобретения техники, работающей на газомоторном топливе, - отсутствие разветвленной сети заправочных станций. Существующая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций находится на значительном удалении от автотранспортных предприятий, в результате чего увеличиваются затраты предприятий, что в свою очередь создает неблагоприятные условия для эксплуатации автомобилей и ведет к снижению динамики приобретения автотранспортной техники, работающей на КПГ в целом

O ВОЗМОЖНОСТИ

1. Повышение норм безопасности пригородных и междугородних перевозок;

2. Обеспечение транспортной доступности и антитеррористической безопасности населения;

3. Повышение мобильности населения

T УГРОЗЫ

Изменения требований законодательства в области регулярных пригородных и междугородних перевозок;

Нехватка квалифицированных сотрудников, работающих в транспортной отрасли;

Повышение уровня автомобилизации населения

Воздушный транспорт

S ДОСТОИНСТВА. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Высокая скорость доставки пассажиров и грузов воздушным транспортом;

2. Международный аэропорт "Казань" - развитая транспортная инфраструктура, значительные резервы пропускной способности аэродрома и аэровокзала;

3. Наличие крупного инвестиционного проекта в федеральной целевой программе - реализация инвестпроекта по реконструкции аэропортового комплекса "Бегишево";

4. Наличие региональной авиакомпании, осуществляющей региональные авиаперевозки;

5. Наличие динамично развивающихся предприятий деловой авиации;

6. Участие Республики Татарстан в реализации федеральных программ субсидирования авиаперевозок из аэропортов РТ (выделение средств из бюджета РТ)

W НЕДОСТАТКИ. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Высокая себестоимость перевозок воздушным транспортом;

2. Зависимость воздушного транспорта от погодных условий;

3. Неразвитость грузовых авиаперевозок, отсутствие крупных логистических операторов, отсутствие необходимой инфраструктуры, ценовая конкуренция с другими видами транспорта не позволяют формировать объем авиационного груза, достаточный для развития инфраструктуры аэропортов

O ВОЗМОЖНОСТИ

1. Реконструкция и развитие аэродромов и аэропортовых комплексов, модернизация аэронавигационной системы;

2. Расширение географии полетов, развитие маршрутной сети, привлечение новых авиакомпаний;

3. Развитие хабовых технологий и совершенствование технологий обслуживания пассажиров;

4. Снижение расходов на аренду аэродрома;

5. Формирование или привлечение грузового оператора;

6. Дальнейшее участие в реализации федеральных программ субсидирования авиаперевозок из аэропортов РТ (выделение средств из бюджета РТ);

7. Привлечение туристического потока на нерегулярные и регулярные авиаперевозки на международных воздушных линиях

T УГРОЗЫ

1. Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики;

2. Снижение курса рубля и реальных доходов населения;

3. Падение спроса на нерегулярные и регулярные авиаперевозки на международных воздушных линиях;

4. Банкротство авиаперевозчиков

Водный транспорт

S ДОСТОИНСТВА. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Выгодное транспортно-географическое положение в европейской части России, наличие судоходных путей главных европейских рек России - Волги и Камы, обеспечение водной связи с северо-западными, южными и северо-восточными промышленными регионами;

2. Уникальное туристическое значение;

3. Ежегодное выделение из бюджета Республики Татарстан субсидий на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан, а также средств на проведение путевых работ на судоходных трассах местного значения, в том числе работ по устройству и содержанию подходов к причалам общего пользования на территории Республики Татарстан;

4. Наличие на территории Республики Татарстан судостроительно-судоремонтных заводов;

5. Наличие крупного инвестиционного проекта - реализация Свияжского мультимодального логистического центра

W НЕДОСТАТКИ. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Сезонность работы, природно-климатические условия;

2. Снижение конкурентоспособности речных перевозок из-за ухудшения инфраструктуры внутренних водных путей, недофинансирование текущего содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений Российской Федерации из средств федерального бюджета, наличие инфраструктурных ограничений - лимитирующих участков;

3. Изношенность основных фондов, высокий износ речного транспортного флота;

4. Отсутствие у судоходных компаний достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов;

5. Снижение доходов предприятий внутреннего водного транспорта из-за сокращения объема перевозок;

6. Рост цен на горюче-смазочные материалы

O ВОЗМОЖНОСТИ

1. Переход на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей по нормативам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, устранение участков, лимитирующих пропускную способность;

2. Создание инфраструктурных условий перераспределения грузопотоков с наземных на внутренний водный транспорт, развитие портовой инфраструктуры и создание транспортно-логистических комплексов;

3. Разработка на федеральном уровне программы и механизма обновления речного транспортного флота;

4. Развитие береговой инфраструктуры для обслуживания пассажиров;

5. Совершенствование государственного регулирования и форм государственной поддержки при осуществлении социально значимых пригородных перевозок;

6. Установление ставки налога на добавленную стоимость для услуг по перевозке пассажиров в размере 0 процентов;

7. Увеличение спроса на услуги внутреннего водного транспорта

T УГРОЗЫ

1. Снижение конкурентоспособности речных перевозок из-за ухудшения инфраструктуры внутренних водных путей, роста цен на топливо, оттока квалифицированных кадров из отрасли;

2. Недофинансирование из бюджета Республики Татарстан на возмещение выпадающих доходов, связанных с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан, а также средств на проведение путевых работ на судоходных трассах местного значения, в том числе работ по устройству и содержанию подходов к причалам общего пользования на территории Республики Татарстан;

3. Недофинансирование текущего содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений Российской Федерации из средств федерального бюджета;

4. Отсутствие государственной поддержки по обновлению транспортного флота, снижение качества и безопасности перевозок в связи с физическим и моральным износом основных фондов;

5. Падение спроса на перевозки;

6. Ухудшение финансового положения предприятий внутреннего водного транспорта вплоть до банкротства