Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2021 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


3. Оценка состояния сферы "Образование", в том числе:


3.1. Ретроспективный анализ развития отрасли за предшествующий период (не менее 3 лет).

Дошкольное образование

В целях обеспечения доступности дошкольного образования за последние 3 года в республике создано 30 тыс. новых дошкольных мест. Обеспеченность детей старше 3-х лет местами в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) составляет 99%.

В рамках программы модернизации системы дошкольного образования введены новые детские сады: в 2013 году - 27, в 2014 году - 56, в 2015 году - 73. Отремонтировано зданий под размещение дошкольных организаций: в 2013 г. - 1240, в 2014 г. - 1445, в 2015 г. - 900, открыты дополнительные группы в функционирующих детских садах: в 2013 г. - 455, в 2014 г. - 400, в 2015 г. - 825.

Это позволило дополнительно создать за 2013 - 2015 гг. - 27 625 мест в дошкольных образовательных организациях.

Наряду с типовыми дошкольными образовательными организациями в республике реализуются вариативные формы дошкольного образования:

- 39 дошкольных групп в 13 общеобразовательных организациях (г. г. Казань, Набережные Челны, Нижнекамский, Агрызский, Тетюшский муниципальные районы);

- 48 семейных детских садов, организованных как структурные подразделения муниципальных дошкольных образовательных организаций (г. Казань - 34, Мамадышский район - 7, Нижнекамский район - 3, Зеленодольский район - 2, по 1 в Бавлинском, Альметьевском муниципальных районах);

- 79 групп кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития детей, по подготовке к школе) в г. г. Казань, Набережные Челны, Альметьевском, Бавлинском, Бугульминском, Зеленодольском, Лениногорском, Нижнекамском, Чистопольском муниципальных районах.

В рамках программы модернизации системы дошкольного образования в 2015 году введено 73 новых детских сада, 16 зданий отремонтировано под размещение дошкольных организаций, открыты дополнительные группы в 38 функционирующих детских садах. Это позволило дополнительно создать 11965 мест в дошкольных образовательных организациях.

Продолжает развиваться сеть негосударственных детских садов. В 2015 году функционировало 9 частных дошкольных образовательных организаций, 2 индивидуальных предпринимателя, реализующих программы дошкольного образования, 10 частных общеобразовательных организаций (в 4 из них функционируют дошкольные группы). Численность воспитанников в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей - 1521 человек.

В 2016 году в особой экономической зоне "Иннополис" открылся международный детский сад на 225 мест, в г. Казани 3 частных детских сада на

160 мест. Осуществляемая в республике поддержка негосударственных образовательных организаций в виде предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат в связи с оказанием услуг по дошкольному образованию стимулирует рост количества лицензированных частных детских садов. В 2015 году на субсидирование частных организаций из республиканского бюджета направлено около 60 млн рублей.

Общее образование

В Республике Татарстан с 2012 года реализуется программа капитального ремонта общеобразовательных организаций. В программу включаются общеобразовательные организации, введенные в эксплуатацию не позднее 1981 года постройки. Ежегодно на реализацию программы капитального ремонта общеобразовательных организаций выделяются финансовые средства в размере 2,5 млрд рублей. Так за период с 2012 по 2015 год включительно отремонтированы 622 образовательные организации (595 общеобразовательных, 27 специальных (коррекционных), 10 дошкольных образовательных организаций) на общую сумму 9,9 млрд рублей.

На реализацию Программы "Доступная среда" в 2012-2015 годах выделено 470,7 млн рублей; адаптировано 299 общеобразовательных организаций (261 общеобразовательная, 38 специальных (коррекционных) школ).

Ресурсным центром инклюзивного образования стала средняя общеобразовательная школа N 78 Приволжского района г. Казани.

В последние три года наблюдался рост численности учащихся. Контингент обучающихся в общеобразовательных организациях увеличился на 5397 человек по сравнению с предыдущим учебным годом. Одновременно за последние пять лет сокращается процент выпускников 9-х классов, продолживших обучение в общеобразовательных организациях республики, с 53,9% в 2011 году до 45,2% в 2015 году. Важно, что с 2012 - 2013 учебного года в республике снизилась доля обучающихся, занимающихся во вторую смену, с 8,87% до 8,23% в 2015 - 2016 учебном году.

За последние четыре года количество выпускников - участников ЕГЭ сократилось. В 2015 году их было более 18156 тысяч (в 2014 году - 18 843, в 2013 году - 19 948).

Численность выпускников, не получивших аттестат по причине не сдачи ЕГЭ, сокращается: в 2015 году - 0,76 процента (135 человек), в 2014 году - 151 человек (0,79 процента).

По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, с учетом средних баллов по предметам ЕГЭ, Республика Татарстан находится в пятерке лидеров среди субъектов РФ.

В сравнении с 2009 годом средний балл по русскому языку вырос с 54,5 до 69,2; по математике профильной с 42 до 50,2 баллов.

В 2015 году средний балл ЕГЭ РТ превышает средний балл РФ по всем предметам.

Учебные предметы

Средний балл РТ

Средний балл РФ

Русский язык

69.2

65.9

Математика (профильная)

50.2

45.4

Физика

54.6

51.2

Химия

63.4

56.3

Информатика и ИКТ

59.5

53.6

Биология

58.4

53.2

История

52.8

46.7

География

67.0

52.9

Английский язык

72.7

64.8

Обществознание

55.6

53.3

Литература

57.8

56.9


По примеру Сингапура в этом году в республике создана сеть "Школ превосходства" (54 школы). Целью их создания было формирование инновационных управленческих команд и команд школьных учителей по пяти направлениям, способствующим эффективному обучению школьников.

В 2015 году начал функционировать республиканский олимпиадный центр (РОЦ), который стал координационным центром республиканского олимпиадного движения.