Действующий

Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом, на 2017 - 2018 годы" и внесении изменения в перечень государственных программ Республики Татарстан, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан" (с изменениями на 22 декабря 2023 года)



Трудовая миграция


Трудовая миграция является одним из важнейших элементов экономики, действенным инструментом регулирования рынка труда. Миграционные процессы остаются одним из основных источников заполнения вакантных рабочих мест, заявленных работодателями на выполнение отдельных видов работ или на определенный период времени. Рабочие места, предлагаемые для граждан ближнего и дальнего зарубежья, не заполняются жителями республики.


Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуаций, а также оценивает эффективность использования иностранной рабочей силы. Потребность в иностранных работниках на 2014 год составляет 10,8 тыс. разрешений, на 2015 год - 10,3 тыс. разрешений на работу, на 2016 год - 6,2 тыс. разрешений на работу.


Спрос на рабочую силу (в подавляющем большинстве - на высококвалифицированных рабочих) не может быть удовлетворен за счет имеющегося предложения рабочей силы, и его удовлетворение будет по-прежнему сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.


В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы отдельные организации республики продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно в высококвалифицированных кадрах, по отдельным профессиям и работникам неквалифицированного труда. Это предопределяет необходимость планирования мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов и привлечению в республику соотечественников, проживающих за рубежом.


Мониторинг процессов, связанных с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства, выявил необходимость создания эффективных механизмов для удовлетворения потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда.


При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, рассчитанная по методологии Международной организации труда, будет снижаться. Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.


Основными проблемами современного рынка труда остаются:


несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;


низкая трудовая мобильность граждан;


дефицит трудовых ресурсов, который частично может удовлетвориться за счет переселения соотечественников.


Общими рисками реализации Государственной программы являются:


безработица среди участников Государственной программы;


жилищная необустроенность участников Государственной программы;


неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы;