Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2017 - 2025 ГОДЫ


 1.10. Оценка уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения


Перечень основных факторов негативного воздействия, а также, провоцирующих такое воздействие факторов при условии увеличения количества автомобильного транспорта на дорогах и развития транспортной инфраструктуры без учета экологических требований.

1) Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) содержат около 200 компонентов. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием (способствуют возникновению и развитию злокачественных новообразований). Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры без учета экологических требований существенно повышает риски увеличения смертности от раковых заболеваний среди населения.

2) Отработавшие газы бензинового двигателя с неправильно отрегулированным зажиганием и карбюратором содержат оксид углерода в количестве, превышающем норму в 2 - 3 раза. Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и "холостой ход" двигателя. Это проявляется в условиях большой загруженности на дорогах.

3) Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате чего образуются новые токсичные продукты - фотооксиданты, являющиеся основой "смога". К ним относятся - озон, соединения азота, угарный газ, перекиси и др. Фотооксиданты биологически активны, ведут к росту легочных заболеваний людей.

4) Большую опасность представляет также свинец и его соединения, входящие в состав этиловой жидкости, которую добавляют в бензин.

5) При движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над дорогой в воздух. Химический состав и количество пыли зависят от материалов дорожного покрытия. Наибольшее количество пыли создается на грунтовых и гравийных дорогах. Экологические последствия запыленности отражаются на пассажирах транспортных средств, водителях и людях, находящихся вблизи от дороги. Пыль оседает также на растительности и обитателях придорожной полосы. Леса и лесопосадки вдоль дорог угнетаются, а сельскохозяйственные культуры накапливают вредные вещества, содержащиеся в пылевых выбросах и отработавших газах.

6) Автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду.

По данным Доклада "Об экологической ситуации в ЯНАО в 2015 г.", постоянные наблюдения за качеством атмосферного воздуха осуществляются комплексной лабораторией по мониторингу загрязнения окружающей среды Ямало-Ненецкого ЦГМС - филиала ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" на единственном стационарном посту, расположенном в восточной части города.

Всего за 2015 год было проведено 5436 определений проб атмосферного воздуха по 7 основным ингредиентам: диоксид серы, диоксид и оксид азота, формальдегид, оксид углерода, пыль (взвешенные вещества), бенз(а)пирен.

Уровень загрязнения атмосферы отдельными веществами оценивался по средним за год и максимальным значениям концентраций примесей. Средние за год значения сравнивались со среднесуточными ПДК, максимальные с разовыми. В соответствии с существующими методами оценки уровень загрязнения принимался: "низким" при ИЗА 0 - 4, "повышенным" при ИЗА 5 - 6, "высоким" при ИЗА 7 - 13, "очень высоким" при ИЗА >= 14.

В результате установлено, что в 2015 году в целом по г. Салехарду уровень загрязнения воздуха "низкий" (ИЗА составил 4), как и в 2014 году.

Средняя за год концентрация бенз(а)пирена составила 0,4 ПДК, максимальная из средних за месяц наблюдалась в декабре (1,3 ПДК), что значительно ниже по сравнению с 2012, 2013 и 2014 годами.

Средняя за год концентрация формальдегида составила 2,0 ПДК, максимальная из разовых - в 2,0 раза выше предельно допустимой нормы. Концентрации остальных определяемых веществ не превышали предельно допустимую норму.