Похоронное дело представляет исключительную социально-экономическую и историко-культурную значимость. Похоронное дело рассматривается не только как важнейшая составляющая гуманитарного сервиса, но и как важнейшая составляющая духовной культуры населения.
Основными предпосылками разработки программы послужили проблемы, связанные с качественным улучшением похоронно-ритуальных услуг, поиска и осуществления наиболее эффективного и крайне необходимого комплекса работ и услуг в условиях значительных ограничений по финансовым, материальным и земельным ресурсам. Эти проблемы носят не только организационно-экономическое содержание, они во многом определяют уровень современной социально-нравственной обстановки.
Похоронное обслуживание населения регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, муниципальными актами муниципального образования "Город Магадан".
Организация похоронного дела на территории муниципального образования "Город Магадан" связана с решением ряда проблем.
Нехватка земли под предоставление новых мест захоронения на существующих городских кладбищах. По состоянию 01.01.2017 на территории муниципального образования "Город Магадан" насчитывается 4 кладбища, которые занимают площадь 77,2 га. На двух кладбищах (пгт Сокол и на 14 км федеральной автодороги Колыма) осуществляются новые захоронения, на кладбище по Марчеканскому шоссе происходят родственные и воинские захоронения ветеранов ВОВ. Городское кладбище по улице Потапова закрыто для новых захоронений в связи с отсутствием свободных земельных участков.
В среднем, ежегодно на городских кладбищах происходит 961 захоронение. На одно новое захоронение с учетом разрывов между оградами, тропинками, дорогами отводится участок размером 7,5 кв. м. Таким образом, необходимая ежегодная потребность свободной земли для захоронений составляет 7200 кв. м (0,72 га). Общая площадь, доступная для новых захоронений, составляет порядка 3,6 га. Исходя из этих данных становится понятно, что существующих резервов земли хватит примерно на 4-5 лет. То есть территории действующих кладбищ практически полностью использованы для создания новых мест захоронения.
Расширение границ имеющихся кладбищ невозможно в связи с отсутствием территорий земельных участков с аналогичным видом разрешенного использования - земель под кладбища и крематории, или же ввиду большой вероятности затопляемости территории кладбища при паводках и ливнях, что является недопустимым при образовании новых резервов земли.
Необходимо учитывать и тот факт, что кладбища могут размещаться только в двух категориях земель: земли с особыми условиями использования территорий или земли особо охраняемых территорий, а также соответствовать требованиям санитарных и градостроительных норм и правил.
На сегодняшний день не выполнены требования СанПина 2.2.1/2.1.1.1200-03 по разработке проектов санитарно-защитных зон городских кладбищ.
С целью выяснения ситуации с местами захоронений в рамках Программы предусмотрена организация проведения инвентаризации захоронений, которая позволит сформировать электронную базу захоронений, выявить неучтенные, определить состояние могил и надмогильных сооружений, выявить брошенные, а также неухоженные захоронения.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. На территории городских кладбищ муниципального образования "Город Магадан" находится 433 воинских захоронения, которые требуют постоянного ухода и благоустройства.
Также на территории городских кладбищ расположены два объекта культурного наследия: "Памятник на могиле профессора А.К. Болдырева, погибшего во время служебной поездки в п. Ола" и "Надгробный памятник геологу А.Х. Алискерову", которые в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" подлежат бережному и постоянному уходу. Указанные объекты внесены в реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, но не проведены работы по их межеванию и постановке на кадастровый учет как то требует федеральное законодательство.
Программными мероприятиями предусмотрено обустройство и капитальный ремонт 25,6 км дорог кладбищ. В рамках текущего содержания кладбищ, в соответствии с требованиями строительных, санитарно-гигиенических норм и правил, планируется установка контейнерных площадок, уборка территории кладбища, вывоз несанкционированных навалов мусора, покос травы вдоль дорожек, уход за могилами и малыми архитектурными формами (479 шт.), подвоз воды, установка на территории кладбищ схематического плана кладбища, в зимний период уборка от снега дорог и проездов, а также их защита от гололеда путем россыпи песка и др.
Реализация программы позволит существенно улучшить качество, оперативность и доступность обслуживания в сфере похоронного дела. Улучшить санитарное состояние территорий кладбищ.