Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ


2. SWOT-анализ развития агропромышленного комплекса


Рынки сбыта - возможности:

рост спроса на продукцию растениеводства и животноводства в мире в долгосрочной перспективе будет обеспечиваться ростом численности населения;

пропаганда здорового образа жизни способствует увеличению спроса на продукцию растениеводства, в частности овощеводства;

городской образ жизни способствует изменению рациона питания в сторону увеличения энергетической ценности продуктов, что приводит к увеличению потребления продукции животноводства;

продовольственное эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции из ряда стран ЕС, действующее на территории России, открывает для местных производителей возможности выхода на новые рынки;

волатильность рубля и рост курса свободно конвертируемых валют делает продукцию отечественных производителей более привлекательной, чем импортных производителей.

Рынки сбыта - угрозы:

рост доли развивающихся стран на мировом рынке продукции растениеводства и животноводства в связи с активным внедрением ими современных технологий производства в агропромышленном секторе;

увеличение себестоимости сельскохозяйственной продукции вследствие высоких цен на ГСМ, удобрения, гербициды и технику в России;

высокий уровень конкуренции на региональных рынках.

Рынки сбыта - сильные стороны:

Республика Татарстан способна обеспечить внутренние потребности в основной сельскохозяйственной продукции - зерновых, овощах, картофеле, сахарной свекле, молоке, свинине, мясе птицы (в 2015 г. уровень самообеспеченности республики мясом составлял 111%, молоком - 120%, сахаром - 253%, картофелем - 261%);

продукция сельского хозяйства является востребованной как на внутреннем, так и на внешних рынках. Ряд предприятий отрасли экспортирует продукцию;

Республика Татарстан имеет развитый внутренний рынок сбыта продукции сельского хозяйства.

Рынки сбыта - слабые стороны:

низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции и, следовательно, низкая доля продукции с высокой добавленной стоимостью;

потребление сгущенного молока, мясных изделий, частично муки и макаронных изделий обеспечивается за счет ввоза продукции при относительной обеспеченности сырьем и наличии перерабатывающих мощностей;

неконкурентные закупочные цены республиканских перерабатывающих предприятий на сельскохозяйственное сырье (в первую очередь на молоко, мясо), как следствие - реализация сельскохозяйственными производителями своей продукции в соседние регионы по более выгодным ценам и потеря АПК Татарстана значительной части добавленной стоимости (при этом значительная доля вывезенного сырья затем ввозится на территорию республики в виде конечной продукции).

Институты - возможности:

быстрыми темпами развивается межотраслевая кооперация, возрастает роль крупных объединений в сельском хозяйстве;

происходит увеличение числа крупных розничных продавцов и вертикальная координация продовольственных цепочек, влияющая на степень конкурентоспособности производителей;

одними из важнейших сельскохозяйственных товаропроизводителей выступают малые формы хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства, семейные фермы, личные подсобные хозяйства населения.

Институты - угрозы:

неэффективная система страхования в области сельского хозяйства. Нормативная база в данной сфере соответствует в большей степени интересам страховых компаний.

Институты - сильные стороны:

действующая система государственных интервенций на закупку зерновых;

создана система образовательного кластера АПК, в который входят Казанский государственный аграрный университет, Казанская государственная академия ветеринарной медицины, Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, семь сельскохозяйственных техникумов, 40 профессиональных училищ, шесть аграрных колледжей, общеобразовательные школы;

между крупнейшими инвесторами и государственными организациями налаживается кооперационное взаимодействие в области решения стратегически важной задачи - обеспечения продовольственной безопасности Республики Татарстан;