Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2016 - 2021 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

VI. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РИСКИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ


Сильные и слабые стороны отрасли культуры, а также возможности и угрозы изложены в SWOTанализе.

S

Достоинства. Сильные стороны

1. Востребованность татарстанского культурного продукта на российской и мировой культурной арене.

2. Высокий спрос на культурный продукт среди населения Республики Татарстан.

3. Развитие фестивального движения - культурных брендов Республики Татарстан.

4. Наличие разветвленной сети учреждений культуры и искусства.

5. Наличие полной трехзвенной цепи учебных заведений культуры и искусства (школа - училище - вуз), позволяющих обеспечить приток в отрасль молодых кадров.

6. Наличие отраслевых научно-образовательных кластеров Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова и Казанского государственного института культуры, координирующих работу всех звеньев образовательной цепи.

7. Качественный и количественный уровень музейного фонда, хранящегося в республике.

8. Высокий профессиональный уровень музейных специалистов и преемственность традиции в музейном деле.

9. Строительство и реконструкция строений и помещений музеев.

10. Привлекательность для ведущих федеральных музеев для организации совместных выставочных проектов.

11. Наличие методики первичного мониторинга объектов нематериального культурного наследия, которая апробирована на примере нескольких муниципальных районов Республики Татарстан, семинаров для руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений муниципальных районов Республики Татарстан.

12. Наличие богатейших книжных и архивных фондов, которые являются бесценным достоянием и имеют первостепенное значение для познания и развития отечественной науки, истории и культуры.

13. Наличие портала "Национальная электронная библиотека РТ" (http://kitap.tatar.ru/ru)

W

Недостатки. Слабые стороны

1. Недостаток объектов культуры в районах новостроек республики.

2. Недостаточное покрытие всего диапазона запросов граждан культурно-досуговыми предложениями.

3. Недостаточная развитость материально-технической базы учреждений культуры.

4. Ограниченность культурного выбора сельчан, недоступность многих видов культурной деятельности.

5. Недостаточное использование возможностей негосударственных структур, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства.

6. Не осуществляется разработка и внедрение инновационных культурных проектов.

7. Отставание кинообслуживания и кинопроизводства в Республике Татарстан от современных мировых стандартов; устаревшее кинотехнологическое оборудование; недостаток квалифицированных кадров высшего творческого звена; недостаточная государственная поддержка кинопроизводства и материально-технической базы киноотрасли.

8. Дефицит современных культурных комплексов международного уровня.

9. Отсутствие четких, системных, соответствующих действующему федеральному законодательству норм и правил, регулирующих отношения в области сохранения, возрождения и популяризации нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан.

10. Слабая материально-техническая база образовательных организаций, устаревшее оборудование, недостаточная оснащенность техническими средствами, музыкальными инструментами и иными пособиями; старение кадрового потенциала; отсутствие общежития в г. Казани.

11. Неудовлетворительное состояние охранно-пожарных систем безопасности музеев.

12. Недостаточная информатизация государственных музеев.

13. Отсутствие специализированных хранилищ, позволяющих обеспечить должную сохранность и в то же время доступность памятников письменного наследия.

14. Материальная незаинтересованность специалистов и отсутствие непрерывной системы подготовки кадров.

15. Отсутствие комплексных научных исследований по систематизации и изучению объектов нематериального культурного наследия, бытующих сегодня, а также утраченных за последние годы, недостаточно аналитических публикаций в данной области.

16. Отсутствие мониторинга объектов нематериального культурного наследия.

17. Отсутствие специальной структуры, курирующей и организующей процесс сохранения нематериального культурного наследия, а также интегрирующей всех участников охранной деятельности.

18. Отсутствие единого реестра объектов нематериального культурного наследия народов республики.

19. Нецеленаправленное использование нематериального культурного наследия в системе образования, отсутствие учебно-методической базы

О

Возможности

1. Строительство новых объектов, создание филиалов, развитие дистанционных форм обслуживания.

2. Внедрение новых форм и методов работы в сфере культурно-досуговой деятельности.

3. Укрепление материально-технической базы и информатизация отрасли, модернизация оборудования, привлечение внебюджетных средств, негосударственных структур.

4. Оснащение учреждений культуры спецтехникой, приспособление учреждений культуры для доступа инвалидов и других маломобильных граждан, развитие дистанционного обслуживания.

5. Реализация на базе учреждений культуры программ и проектов негосударственных структур и некоммерческих организаций просветительской и культурно-досуговой направленности.

6. Реализация грантовой поддержки инновационных проектов, творческих мастерских, экспериментальных лабораторий негосударственных структур, в том числе НКО.

7. Создание системы подготовки творческих кадров и специалистов среднего звена для киноотрасли, привлечение инвестиций в сферу кинопроизводства; переоснащение имеющихся государственного и муниципальных кинотеатров системой цифрового и видеопроекционного показа; дальнейшая реализация проекта деятельности киновидеопередвижек с видеопроекционной аппаратурой современного стандарта проекции и звука для обслуживания населенных пунктов, не имеющих условий для стационарного кинопоказа.

8. Разработка Регламента взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений и средств массовой информации по сохранению, возрождению и изучению объектов нематериального культурного наследия Республики Татарстан в целях скоординированной работы указанных структур.

9. Внедрение новых информационных систем в музеях.

10. Обеспечение безопасности и сохранности библиотечного фонда как части национального культурного наследия, для чего необходимо проведение работ по созданию, национального страхового фонда, переводу печатных документов на другие виды носителей информации.

11. Разработка и внедрение комплексной системы безопасности ценных письменных (или книжных) фондов.

12. Поддержание нормативного физического и санитарно-гигиенического состояния зданий, оснащение современными комплексами технических средств безопасности, приобретение приборов для обеспечения климат-контроля в книгохранилищах.

13. Создание новых этнокультурных центров, фольклорных лабораторий, домов творчества, ремесел и мастерских по изготовлению народных музыкальных инструментов и предметов декоративно-прикладного творчества, студии цифровой аудио-, видеозаписи для фиксации объектов нематериального культурного наследия.

14. Воссоздание историко-культурной самобытности сельских территорий посредством возобновления утраченных традиционных народных празднеств и исконных народных обрядов и обычаев.

15. Создание базы данных по нематериальному культурному наследию коренных народов Республики Татарстан

Т

Угрозы

1. Невыполнение в полном объеме принятых финансовых обязательств.

2. Неэффективное управление реализацией Стратегии, приводящее к невыполнению поставленных целей и задач