Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



Рисунок 8.8



Эта позитивная картина в определенной мере является статистической фикцией, так как отток населения - в его трудоспособной части - прямо снижает уровень безработицы. Поэтому правильнее заключить, что безработица в Магаданской области находится на уровне, приближающемся к среднероссийскому.


Более важно, что показатели, интегрированные в областном масштабе, показывают "среднюю температуру по больнице". Уровень безработицы значительно различается по районам области, кроме того, он значительно выше в сельской местности.


Так, по данным Магаданстата, в ноябре 2008 г. "наиболее напряженная ситуация на регистрируемом рынке труда отмечалась в Ягоднинском районе, где заявленные организациями вакансии отсутствовали. В Ольском районе на одну заявленную вакансию претендовало 80,8 человека, Среднеканском районе - 14 человек".


В областной целевой программе "Содействие в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы" [70] дан список неперспективных поселений (21 пункт), нуждающихся в закрытии с переселением из них оставшегося населения. Во всех них отсутствуют градообразующие производства, и в подавляющем большинстве уровень занятости не превышает 50%. В отдельных поселениях уровень безработицы доходит до 80%! Заметим, что необходимость в этой программе выявилась уже после того, как в 1990-х годах была осуществлена масштабная программа ликвидации (или консервации) неперспективных поселений.


Особенно остра проблема занятости коренного населения. По данным исследования, проведенного в 2005 г. учеными СВКНИИ ДВО РАН [155], материалы которого легли в основу областной целевой программы "Содействие трудовой занятости коренных малочисленных народов Севера на 2006-2010 годы" [78], 45% трудоспособных представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Магаданской области, не имели работы. Это превышает критический уровень безработицы (по оценке специалистов СВКНИИ, он составляет 12%) в 3,8 раза. В районах компактного проживания аборигенов ситуация с занятостью в 2005 г. была еще сложнее. В Северо-Эвенском районе безработных было 47,8%, т.е. превышение критического уровня уже в 4 раза. В Ольском - 54,2%, превышение в 4,5 раза. В числе безработных представителей КМНС, зарегистрированных в службе занятости на начало 2005 г., 40,4% составляли лица 18-29 лет, т.е. в наиболее активном трудоспособном возрасте. По данным тех же авторов [220], на 01.02.2006 уровень только зарегистрированной безработицы в Северо-Эвенском районе составлял 31%.


К приведенным данным следует относиться с некоторой осторожностью. Дело в том, что в рамках методологии МОТ к экономике относится лишь то, что делается на продажу. Между тем, традиционная природопользовательская экономика коренных народов Севера не товарна: люди заняты непосредственным жизнеобеспечением своих семей, а на продажу могут пойти излишки, если найдется покупатель. Поэтому по стандартам МОТ любой представитель КМНС трудоспособного возраста, занятый обеспечением семьи, а не работой на рынок, считается безработным - и может даже зарегистрироваться в этом качестве, чтобы получать пособие. Возможно, именно этим объясняется характерная для Магаданской области высокая доля зарегистрированных безработных в из общем числе. В 2007 г. она составила 76% против 37% по России в целом.


Тем не менее, несмотря на все оговорки и уточнения, ситуацию с занятостью в Магаданской области никак нельзя назвать удовлетворительной. Подавляющее большинство поселений области слишком быстро теряет население, и именно из-за проблем с занятостью (схема 17). В развитых странах эти поселения с прилегающими территориями были бы объявлены зонами бедствия.


Одна из причин неудовлетворительного уровня занятости состоит в том, что трудовой потенциал населения Магаданской области не сбалансирован с наличной структурой рабочих мест по основным характеристикам: возраст, квалификация и профессиональная подготовка. В целом происходят не вполне благоприятные изменения в структуре занятости трудовых ресурсов: сокращение занятости в отраслях, отражающих специализацию и потенциальные перспективы развития региона, при росте занятых в сфере госуправления, торговле и прочих услугах. Однако, главная причина - все же недостаточное число рабочих мест и их сужение в ключевых отраслях.