Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



Рисунок 7.1



Из вышеприведенной диаграммы структуры добычи рудного золота в 2008 г. (рис. 7.1) видно, что всего два предприятия - ЗАО "Омсукчанская ГГК" и ЗАО "Серебро Магадана" (ОАО "Полиметалл") - обеспечили 75% добычи рудного золота.


За годы эксплуатации горно-геологических объектов в области погашено около 90% разведанных запасов россыпного золота. Оставшиеся в госрезерве запасы имеют плохие геолого-промышленные параметры, и их отработка, зачастую, является нерентабельной, а большая часть месторождений госрезерва относятся к категории неактивных. Остались не вовлеченными в освоение россыпи с преобладанием мелкого золота (менее 0,25 мм), в т.ч. техногенные, ресурсный потенциал которых значителен. Прогнозные ресурсы золота в техногенных россыпях составляют, по разным оценкам, от 400 до 700 т золота.


В настоящее время геологоразведочные работы за счет собственных средств имеют возможность проводить только крупные предприятия. Объем этих работ является недостаточным и не позволяет работать на перспективу. Разведка проводится в основном ранее разведанных и техногенных месторождениях для подтверждения запасов.


Для малых и средних предприятий проведение разведочных работ за счет собственных средств становится непосильной задачей. Для получения реального прироста запасов россыпного золота необходимо вложение больших средств, в первую очередь, для реанимирования самой геологоразведки и возможности вести разведку труднодоступных и сложных месторождений.


Также отмечается плохая обеспеченность кадрами. Проблема возникла из-за большого оттока трудоспособного и высококвалифицированного персонала в предыдущие годы. В настоящее время прилагаются большие усилия в подготовке квалифицированных кадров.


Остро стоит проблема приобретения и продления лицензии на добычу золота для малых и средних предприятий.


Проблемы с кредитованием малых и средних по объему добычи предприятий тоже играют свою отрицательную роль. Их следствием становится большой износ землеройной техники, несвоевременное проведение подготовительных работ к промывочному сезону, невозможность применения современных высокотехнологичных методов по извлечению мелкого золота, особенно из техногенных месторождений.


С ухудшением качественных характеристик и истощением запасов россыпных месторождений в отработку все больше вовлекаются рудные месторождения. И, что немаловажно, перспективы области в этом отношении довольно значительны (по экспертной оценке, суммарные прогнозные ресурсы коренного золота составляют от 4 до 5 тыс. т).


Однако увеличение в перспективе уровня рудной золотодобычи и его долголетняя стабилизация реально возможны лишь при условии вовлечения в активное геологическое и поисковое изучение крупных и средних золоторудных объектов. Перспективы выявления и промышленного освоения таких объектов, в первую очередь, в Центрально-Колымском регионе (ЦКР), располагающем наиболее развитой инфраструктурой, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, очень высоки. По мнению аналитиков, здесь есть все предпосылки обнаружения крупных и уникальных месторождений золота, но выявление их требует централизованного изучения и вложения значительных средств на этапах поисков и оценки.


Там, где такие вложения делаются, - результаты впечатляют. Так, геологоразведочные работы подтвердили, что прогнозные запасы Наталкинского месторождения, которое в определенное время было признанно нерентабельным, составляют 1836 тонн, что фактически означает удвоение запасов области. По оценке областной администрации, при успешном осуществлении инвестиционного проекта на базе данного месторождения ежегодная добыча золота только на этом предприятии составит до 45 тонн. Это позволит дополнительно обеспечить годовой вклад в ВРП области до 14 млрд рублей, ежегодные платежи в бюджеты всех уровней более 4 млрд рублей, создать дополнительно порядка 2 тыс. рабочих мест, более чем в два раза снизить размеры финансовой помощи консолидированному бюджету области из федерального бюджета. Перспективными является ряд других площадок, которые подробно рассмотрены в томе III работы "Перечень мероприятий".