Оборот торговли, общественного питания и платных услуг населению в 2007 г.
Всего, млн руб. | Торговля, на душу населения, руб. | |||
Торговля | Общественное питание | Платные услуги, тыс. руб. | ||
Всего по области | 9876,7 | 589,0 | 6178,5 | 59080 |
г. Магадан | 7303,9 | 388,8 | 5168,3 | 68035 |
Ольский район | 378,0 | 7,4 | 156,0 | 33959 |
Омсукчанский район | 238,4 | 106,1 | 95,7 | 41079 |
Северо-Эвенский район | 82,3 | 15,2 | 40,4 | 28519 |
Среднеканский район | 138,6 | 13,9 | 40,3 | 39659 |
Сусуманский район | 498,3 | 13,1 | 197,9 | 48144 |
Тенькинский район | 254, 0 | 16,8 | 95,3 | 41099 |
Хасынский район | 368,3 | 10,6 | 167,9 | 44828 |
Ягоднинский район | 614,9 | 17,1 | 216,7 | 53451 |
Подавляющая часть оборота, естественно, приходится на город Магадан: 74% по торговле, 66% по общественному питанию и 84% по платным услугам. В составе последних превалируют транспортные услуги, жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, в сумме они покрывают 83% общего оборота. Это значит, что сегмент платных услуг (бытовые, досуговые, медицинские, образовательные, юридические и т.п.) недостаточно развит даже в Магадане.
Различия в душевом обороте торговли между Магаданом и районами не так уж велики. В худшем положении оказывается отдаленный и труднодоступный Северо-Эвенский район.
Все перечисленные отрасли в области на 90-100% заняты малым бизнесом <1>, поэтому их развитие, строго говоря, проблемой не является. Малые предприятия в сфере розничной торговли, бытового обслуживания и досуга немедленно появятся, как только обнаружат не занятые еще ниши. Действительной проблемой является избавление малого бизнеса от излишнего администрирования - но пути решения этой проблемы уже намечены (см. раздел 3.8 в настоящем томе). Распространение налогового режима Особой экономической зоны на районы области (см. раздел 8.3 в настоящем томе) будет дополнительно стимулировать малые предприятия.
________________
<1> По данным официального сайта администрации Магаданской области [102].
Таким образом, предлагается сдавать в аренду малым предприятиям соответствующего профиля помещения в построенных торгово-культурных центрах (см. раздел 9.1 настоящего тома). Дальнейшее развитие перечисленных отраслей должно пойти само собой по мере роста платежеспособного спроса населения. В первую очередь, конечно, - в тех населенных пунктах, которые расположены в зонах опережающего развития.