Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



Введение


Территориальное планирование, как и вся градостроительная и архитектурная деятельность, является отражением социальных и экономических процессов, происходящих в обществе. Оно направлено на обеспечение устойчивого развития территорий, на создание полноценной среды жизнедеятельности для граждан, и в своей основе базируется на прогнозах развития экономики страны и отдельных субъектов Федерации.


Основной целью разработки документации территориального планирования субъекта Федерации является создание предпосылок и условий для повышения эффективности управления развитием данной территории за счет принятия оптимальных в сложившихся условиях градостроительных решений, которые и в перспективе должны способствовать градостроительному развитию. При этом обязательно учитываются программы и планы социально-экономического развития субъекта на ближайший период и долгосрочную перспективу.


Градостроительный кодекс РФ требует, чтобы территориальное планирование было направлено "... на определение в документах назначения территорий субъектов Федерации, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения развития территорий, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований". На основании этого положения был проведен комплексный анализ существующего состояния и планов перспективного развития Магаданской области для определения характера направленности градостроительного планирования на ее территории.


Целями всего комплекса работ по созданию проектной продукции "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" являются, прежде всего:


1) успешное социально-экономическое развитие Магаданской области и системы поселений на ее территории;


2) устойчивое функционирование природного комплекса области при развитии различных видов хозяйственной деятельности на ее территории;


3) предотвращение или сокращение экологического ущерба, наносимого территории области в результате освоения месторождений минерально-сырьевых ресурсов, предполагаемой добычи углеводородного сырья и иной хозяйственной деятельности.


При этом важнейшей идеологической установкой, содержащейся в документах территориального планирования, как практически сейчас и во всем мире, является установка на устойчивое развитие, то есть, на изменения, которые не препятствуют, а, напротив, способствуют не только решению текущих проблем, но и позитивному развитию территорий в долгосрочной перспективе. Это находит отражение в аналитической составляющей данной работы.


Действующая "Схема районной планировки Магаданской области" была выполнена Ленгипрогором в 1993-1994 гг. [60] Эту работу отличает широкий комплексный подход к проблемам развития области, всестороннее рассмотрение условий и факторов, потенциалов и возможностей их решения.


Однако за прошедшие годы ситуация в мире, в стране и в области претерпела радикальные изменения. На период работы над проектом "Обновление Схемы территориального планирования Магаданской области" пришелся системный финансовый кризис, потрясший всю мировую экономику, который не мог не коснуться как России в целом, так и субъектов Федерации, образующих ее экономический и народнохозяйственный потенциал.


Целеполагающим, меняющим отношение государства к проблемам Севера и Дальнего Востока стал приезд в сентябре 2008 года в Магаданскую область Президента РФ Медведева Д.А., а в феврале 2009 года делегации Правительства РФ.


Решения руководства страны, озвученные в аналитическом докладе губернатора Магаданской области Дудова Н.Н. в ходе этих визитов, определяют новую эпоху в развитии Магаданской области, осознание значения Восточных регионов для экономической и территориальной безопасности России.


Финансовый кризис в банковской сфере, падение цен на нефть потребовали от Правительства РФ и Государственной Думы пересмотра бюджета страны на предстоящие годы с профицитного на дефицитный с сохранением важнейших социальных программ. В то же время, золото становится важнейшей составной частью золотовалютных резервов для каждой страны, что выражается в резком росте мировых цен на него. В связи с этим неизбежна - и уже осуществляется - корректировка стратегии государства в части определения приоритетных отраслей промышленности и поддержки тех предприятий и регионов, которые могут способствовать выводу страны из кризиса. Магаданская область с ее огромными запасами золота и других природных ресурсов, несомненно, относится к числу таких регионов.


Проект "Обновление Схемы территориального планирования Магаданской области" выполнен в свете новых государственных подходов к социально-экономическому развитию Севера и Дальнего Востока, с учетом вызовов, поставленных перед страной мировым финансовым кризисом. Перед авторским коллективом проекта "Схемы" не стояла задача пересмотра стратегий и программ развития отраслей и сфер жизнедеятельности Магаданской области. Эти документы были использованы в качестве основы для определения перспектив градостроительного развития области. Но при этом важно, что помимо соисполнителей проекта "Схемы" (СВКНИИ ДВО РАН - директор Н.А. Горячев, ГНУ МНИИ СХ РАСХН - директор О.Г. Иванова) в работе над ней приняли участие и сами разработчики этих стратегических программных документов (Комитет экономики - председатель И.С. Пеньевская, Департамент ЖКХ и КЭ - директор В.А. Рыжков, Управление Архитектуры и Градостроительства АМО - начальник В.Б. Присяжной, главный архитектор - Н.Ю. Довгань, Управление рыбного хозяйства - начальник С.В. Путивкин, Департамент при родных ресурсов - начальник В.Н. Проказин и многие другие руководители и специалисты служб администрации Магаданской области во главе с Первым заместителем губернатора Н.Б. Карпенко).